Закон об образовании статья 32 закона рф об образовании

Содержание
  1. Новые поправки к закону «Об образовании»: почему они могут поставить крест на просветительской деятельности?
  2. О чем говорится в законопроекте?
  3. Зачем это нужно?
  4. Как отреагировали ученые и просветители?
  5. Статья 34 ФЗ-273 «Об образовании» в редакции 2020-2021 годов с последними изменениями
  6. Общие сведения
  7. Дополнительные права
  8. Действия при отзыве лицензии
  9. Другие права
  10. Изменения
  11. Путин подписал закон о просветительской деятельности
  12. Поправки в закон «Об образовании»: что будет с просветительской деятельностью НКО
  13. 2012: В закон об образовании внесены изменения в части применения электронного и дистанционного обучения
  14. Примечания
  15. Права и обязанности родителей в области образования – законы и нормативные акты
  16. Конституция 
  17. Что это значит
  18. Семейный кодекс
  19. Закон «Об образовании в Российской Федерации»
  20. Обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
  21. Обязанность соблюдать правила
  22. Право родителей школьников выбирать форму обучения
  23. Право родителей в школе получать информацию
  24. Право родителей участвовать в управлении школой
  25. Право защищать интересы ребёнка
  26. Что делать, если права ребёнка в образовании нарушаются
  27. Резюме

Новые поправки к закону «Об образовании»: почему они могут поставить крест на просветительской деятельности?

Закон об образовании статья 32 закона рф об образовании

  • Город
  • Наука и образование

Сегодня, 16 марта, Госдума в третьем, окончательном чтении приняла поправки в закон «Об образовании». Он касается ведения просветительской деятельности — теперь делать это можно только с согласования.

Поправки вызвали бурную дискуссию в научной среде: ведущие ученые и популяризаторы страны высказывают опасение, что осудить теперь можно будет любого из них. Петицию против них подписало почти 240 тысяч человек. «Собака.

ru» рассказывает, что это за документ и какие претензии предъявляют к нему представители научного сообщества.

В ноябре 2020 года группа депутатов и сенаторов во главе с председателем комиссии Совфеда по защите госсуверенитета Андреем Климовым и главой думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым внесла в Госдуму законопроект о просветительской деятельности. Несмотря на возмущения ученых и популяризаторов, 16 марта его одобрили в третьем, окончательном чтении.

О чем говорится в законопроекте?

Текст самих поправок занимает ровно одну страницу (две — вместе с фамилиями авторов и заголовками).

В них разъясняется, что же такое «просветительская деятельность» — это «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами Российской Федерации». Упоминается, что «не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни». Также в случае принятия этих поправок образовательным организациям придется согласовывать с Минобрнауки и Минпросвещения все международные договоры и работу с иностранными учеными.

Зачем это нужно?

В пояснительной записке к закону прямо говорится, что главная его цель — противодействие иностранному вмешательству: «Отсутствие соответствующего правового регулирования создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из‑за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя.

В целях недопустимости негативного иностранного вмешательства в образовательный процесс предлагается наделить федеральные органы государственной власти, уполномоченные в сфере образования, полномочием по координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве путем выдачи соответствующих заключений».

Несмотря на то, что комитет по образованию и науке рекомендовал принять документ, в его заключении к законопроекту предъявляется масса претензий. В частности, там указывается на противоречие: поправки вносятся в закон об образовании, при этом направлены на регулирование деятельности, осуществляемой «вне рамок образовательных программ».

Также обращается внимание на то, что определение просветительской деятельности слишком размыто («отсутствуют признаки, отделяющие ее от развлекательной и информационной деятельности»). Комитет утверждает, что «предложенные нормы дублируются в других законодательных актах» и что они «существенно усложняют регуляторное воздействие без снижения социально значимых рисков».

Всего претензии заняли пять страниц, что в пять раз больше самого законопроекта.

Как отреагировали ученые и просветители?

Инициатива сразу вызвала критику научного и просветительского сообщества. Участники нулевых чтений в Общественной палате (видео доступно здесь) высказались резко против изменений. Они заявили, что в проекте размыто определение «просветительской деятельности» и под нее подпадают любые сайты, -каналы, подкасты и лекции в школах.

Против документа высказался в своем открытом письме вице-президент РАН, глава Комиссии РАН по популяризации науки Алексей Хохлов, а декларацию против него подписали почти 1 200 ученых.

Астрофизик, ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ Сергей Попов подготовил петицию, где подчеркивается, что «многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения». Ее подписали почти 240 тысяч человек.

«Сами по себе эти поправки создают ощущение тривиальности, безобидности и тавтологичности. Но важно, что они создают новую сущность, внесенную в свод законов — просветительскую деятельность как юридическое понятие. Регулироваться она будет не этими незначительными поправками, а многочисленными дополнительными законами и регламентами, которые будут приниматься после.

Кроме одного пункта: согласно этим поправкам, если вы заключаете договор с зарубежным университетом или берете студента на стажировку, каждый раз вы должны провести его через федеральное ведомство. Это жуткая бюрократическая нагрузка, которая затормозит работу.

Это стоит времени и денег, но самое главное — это не нужно, потому что информация о всех таких договорах и так предоставляется, но в уведомительном формате.

Вся конкретика вынесена за рамки поправок, мы этого не видим. Чего ждать, мы можем понять, только посмотрев на пояснительную записку. А в ней четко написано, что мотивом были вовсе не лжеученые или религиозные фундаменталисты, а «иностранное вмешательство». У просветительского сообщества поправки вызывают большие опасения».

«Налицо попытка государства взять под контроль свободу распространения знаний. У нас нет сомнений в том, что принятие Законопроекта № 1057895-7 крайне негативно скажется на развитии науки, культуры и технологий в нашей стране.

Знание – одна из базовых ценностей нашей цивилизации. Для нас – ученых, журналистов, преподавателей, представителей других профессий – приумножение и распространение знания стало делом жизни.

Просветительство и популяризация науки – наш профессиональный и гражданский долг, для выполнения которого нам не требуется чье-либо разрешение.

Сама постановка вопроса о лицензировании или иной регламентации просветительской деятельности со стороны государственных структур глубоко оскорбительна для нас.

Руководствуясь ст. 29 Конституции РФ, гарантирующей нам свободу слова и отсутствие цензуры, мы, нижеподписавшиеся, заявляем, что в случае принятия Законопроекта № 1057895-7:

  • Мы продолжим заниматься просветительской деятельностью, не признавая правомочности тех ограничительных мер, которые могут быть введены на основе этого закона.
  • Мы не будем обращаться за каким-либо видом лицензии, если таковая будет введена законом или подзаконными актами.
  • Мы не будем предоставлять предварительные тексты выступлений или презентаций для согласования с государственными органами.
  • Мы считаем глубоко порочной саму концепцию Законопроекта № 1057895-7, которая не может быть улучшена отдельными поправками. Мы требуем немедленного отзыва этого позорного законопроекта из Государственной Думы».

«На наш взгляд, законопроект не решает ни одного вопроса, связанного с развитием просветительской и научно-популяризаторской деятельности в России, а создает лишь дополнительные преграды для осуществления этой деятельности.

Законопроект является излишним, а его принятие лишь увеличит ненужную бюрократическую нагрузку на организаторов работы по популяризации науки и научному просвещению.

Предлагаемые изменения в статью 105 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» вводят норму об обязательном наличии заключения Министерства науки и высшего образования РФ при подписании университетами любых договоров о международном сотрудничестве (за исключением договоров об обучении иностранных студентов).

Нереалистичность реализации такой нормы очевидна для всех, кто сталкивался с организацией международной деятельности в современном университете.

Согласовывать с Минобрнауки РФ придется, в частности, договора о зачислении на работу иностранных преподавателей, о научно-техническом сотрудничестве при реализации различных научных проектов и т. д.

Это ставит под угрозу выполнение национальных проектов «Наука» и «Образование», заметная часть мероприятий которых связана с осуществлением университетами международной деятельности. Прописываемые в законопроекте ограничения приведут только к усилению бюрократической нагрузки на организаторов этих мероприятий.

Очевидно, что чрезмерное и ненужное зарегулирование в конечном счете приведет к отставанию нашей страны в критически важных областях науки и технологий».

«Это завинчивание гаек, направленное на высказывания в области общественных и гуманитарных наук.

Но поскольку так явно это сформулировать нельзя — как-то уж совсем будет нелепо выглядеть — то сформулировали так, что попало всем.

А дальше это стандартная история: принимается законопроект, по которому нельзя ничего и никому. Ясно, что за всеми следить не будут, зато можно будет избирательно наказать любого.

Основная проблема этого законопроекта — он просто глуп. Первые его три пункта повторяют уже действующее законодательство и поэтому являются бессмысленными. А четвертый его пункт, который обязывает получать разрешения, физически неисполним. Бюрократические органы, которые должны будут его исполнять, захлебнутся на первом шаге».

«Сейчас происходит попытка реставрации советских норм, когда вокруг был враждебный капиталистический лагерь.

Через какое-то время ситуация изменилась, и в научном сообществе появилась надежда, что Россия сможет интегрироваться в мировое сообщество, потому что наука без международной коммуникации сейчас не работает.

Но сейчас Россия находится в изоляции, и особенно это видно в астрономии. С точки зрения сенатора Климова, это хорошо. Я считаю, что это контрпродуктивно и ни к чему хорошему не приведет».

Создательница экошколы Zero Waste & Sustainability School и экомагазина Noplasticitsfantastic.

«Возмущена ситуацией с законопроектом о просветительской деятельности, ведь теперь в России станут вне закона проекты, подобные моим, просветительским – экошкола Zero Waste & Sustainability School и Noplasticitsfantastic.

Как можно что-то менять в лучшую сторону, когда тебе хотят перерезать все возможности доносить полезную и важную в наше время информацию? Только-только в России начали говорить об изменении климата и об окружающей среде и делать первые шаги для улучшения ситуации.

Вся моя деятельность сейчас основана на просветительской деятельности – я прочитала больше сотни лекций в разных городах на тему Zero waste и важности осознанного потребления, плачу налоги, если получаю доход от этой деятельности (хотя чаще всего это бесплатно). А выходит, что это будет вне закона?

Разве так много у нас достойных государственных проектов которые, к примеру, популяризируют знания об изменении климата простым языком? Или хотя бы объясняют, как элементарно жить более экологично, если в твоем городе даже нет организованнного раздельного сбора отходов? В университетах учат этому?

Погрязнуть в бумажной волоките в и без того сложной сфере – это последнее, что я хотела бы делать. Я хочу только иметь возможность легально обучать людей, чтобы они улучшали свою жизнь, понимали, как вести бизнес экологичнее или смогли объяснить своим детям, как заботиться о планете.

Во всех прогрессивных странах, такая деятельность поддерживается всесторонне, а тут – сплошное выживание и вечная несправедливая борьба».

Статья 34 ФЗ-273 «Об образовании» в редакции 2020-2021 годов с последними изменениями

Закон об образовании статья 32 закона рф об образовании

Законодательство об образовании в Российской Федерации гарантирует соблюдение прав всех сторон правоотношений при получении знаний. Права обучающихся и их родителей изложены в главе 4 Федерального закона №ФЗ-273.

Обучающийся имеет право на получение знаний и уважительное отношение со стороны учителей и преподавателей. Полный перечень прав содержит статья 34 закона «Об образовании» 273-ФЗ. В 2020 году в нее были внесены некоторые изменения. Предлагаем обзор данной правовой нормы и поправок к ней.

Помощь юристов:

Бесплатно по России:
8 800 301-82-97

Уважаемые читатели!
Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!

Общие сведения

Ст. 34 закона «Об образовании» 273-ФЗ в редакции 2020-2021 годов устанавливает круг полномочий учащегося, обучаемого. Под обучаемым в данном случае понимается не только ученик средней школы, но и студент, абитуриенты, воспитанники детского сада и т.д. Полный перечень обучающихся приведен в ст. 33 ФЗ-273.

Далее приведем только список основных академических правомочий обучаемых, полный перечень включает 29 пунктов и является закрытым, федеральными законами в него могут быть внесены уточнения.

Обучаемому гарантированы следующие права на:

  • осуществление после достижения совершеннолетия выбора по своему усмотрению образовательной организации, формы обучения и получения знаний (до достижения совершеннолетия такие решение принимает законный представитель);
  • учет индивидуальных особенностей, получение социально-педагогической помощи и психокоррекцию;
  • ускоренное обучение или получение знаний по индивидуальному плану в порядке, утвержденном локальными нормативными актами образовательной организации;
  • участие в процессе формирования своего профобразования при условии соблюдения установленных стандартов получения знаний (статья 34, пункт 4);
  • выбор факультативных, то есть, необязательных курсов из предлагаемого образовательной организацией перечня;
  • дополнительное образование по своему усмотрению вне организации;
  • зачет результатов проверки усвоения образовательных курсов, дисциплин и предметов (в этот пункт ФЗ-403 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2020 года);
  • отдых, то есть каникулы (статья 34, пункт 1, подпункт 11).

Сколько дней можно не ходить в школу и садик без справки в 2019-2020 годах?

Дополнительные права

С статье напоминается о наличии у обучаемых общих конституционных прав человека в РФ: на свободу совести, информации, на свободное высказывание и изложение собственных взглядов и любых убеждений (думается, в пределах, установленных законом), уважение личности и достоинства, охрану частной жизни.

Также согласно ст. 34 обучаемым предоставлено право на:

  • академический отпуск,
  • перевод в другую образовательную организацию, на курс по другой профессии или специальности (при этом, согласно судебной практике не допускается перевод из системы высшего образования, даже с бакалавриата, в систему среднего и наоборот);
  • восстановление в образовательной организации после отчисления в порядке, установленном Уставом такой организации;
  • участие в управлении организацией по установленным правилам;
  • ознакомление с информационной базой организации, включая свидетельство о госрегистрации организации, Устав, локальные нормативные акты и т.д.;
  • бесплатное пользование информационными и библиотечными фондами, ресурсами, инфраструктурой, необходимыми для учебы и отдыха, развития творческих способностей;
  • поощрение и награды;
  • совмещение учебы с работой, если это не отражается на результатах освоения учебного плана.

Действия при отзыве лицензии

Статья 34 ФЗ-273 «Об образовании» в Российской Федерации гарантирует получение образования даже при отзыве или приостановлении действия лицензии. Уполномоченный исполнительный органом власти в сфере образования в этом случае обеспечивает перевод учащихся с их согласия или с согласия законных представителей в другую организацию (п. 9 ст. 34).

Как отказаться от прививки от гриппа в школе на законных основаниях в 2020 году?

Другие права

Отмечая право учащихся на свободное выражение своих убеждений и уважительное отношение необходимо заметить, что у обучаемых есть и обязанности. В частности, обязанность соблюдать установленные правила поведения, а учитель имеет право потребовать их соблюдения. То есть, уважение должно быть взаимным в целях достижения результат образования и получения определенного уровня знаний.

Также в настоящее время допускается семейное образование или домашнее образование, самообразование. В этом случае допускается прохождение экстерном итоговой аттестации в организации, имеющей лицензию по аккредитованной программе. При получении основного общего и среднего общего образования пройти аттестацию можно бесплатно.

Обучающиеся имеют право на участие в общественных организациях (например, студенческие отряды), но принуждение их к участию в них не допускается.

Финансируемые из государственного или муниципального бюджета образовательные организации предоставляют обучающимся стипендии, жилые помещения. В установленных случаях предоставляются иные меры соцподдержки: транспортное обеспечение, питание и т.д.

Изменения

Поправки, как уже сказано, внесены в п.п. 7 ст. 1 ст. 34. В настоящий момент установлено, что зачет результатов проверки знаний проводится по порядку, установленному в образовательной организации. С 1 июля порядок будет разрабатываться и утверждаться уполномоченным исполнительным органом в сфере образования.

Помощь юристов:

Бесплатно по России:
8 800 301-82-97

Уважаемые читатели!
Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!

Путин подписал закон о просветительской деятельности

Закон об образовании статья 32 закона рф об образовании

Президент России Владимир Путин подписал закон о регулировании просветительской деятельности. Соответствующий документ опубликован 5 апреля на официальном портале правовой информации[1].

Это изменения в закон «Об образовании в Российской Федерации». Документ вводит определение понятию «просветительская деятельность», правительство наделяется полномочиями по определению порядка и формы просветительской деятельности. Минобрнауки и Минпросвещения должны будут выдавать заключения о целесообразности сотрудничества образовательных учреждений с международными организациями.

В пояснительной записке к законопроекту авторы указывали, что действующий сейчас закон «создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий».

«Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации», — гласит нынешний текст закона[2].

Поправки в закон «Об образовании»: что будет с просветительской деятельностью НКО

Поправки в закон «Об образовании», которые Госдума 16 марта приняла в третьем чтении, серьезно обеспокоили НКО: под угрозой могут оказаться просветительские мероприятия и сотрудничество с иностранными организациями. Юристы «Правовой команды» анализируют новые нормы и рассказывают, к чему стоит готовиться.

Итак, новый закон вводит термин «просветительская деятельность» и регулирует ее организацию в России.

В частности, теперь если образовательная организация хочет сотрудничать с кем-то из-за рубежа, ей придется сначала предупредить профильные министерства и получить от них заключение, целесообразно ли такое взаимодействие.

Также правительство специальным постановлением установит «порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней».

Теперь деятельность, направленная на «распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» будет регулироваться законом «Об образовании». Это могут быть, например, семинары, форумы, круглые столы и многое другое.

Кого коснутся изменения

Образовательную деятельность в соответствии с ФЗ «Об образовании» (статья 2)[3] осуществляют образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели.

Что касается НКО, то образовательной организацией может быть только та, у которой это прописано в уставе. Для осуществления образовательной деятельности нужна лицензия.

А заниматься обучением в качестве дополнительного вида деятельности может любое юрлицо[4].

Из текста нового закона следует, что требования к просветительской деятельности распространяются только на организации, у которых есть лицензия на образовательную деятельность.

То есть формально получается, что организации, не имеющие такой лицензии, не подпадают под регулирование и могут свободно заниматься просветительской деятельностью (если их аналогичная по существу деятельность не будет рассматриваться как просветительская, с точки зрения ФЗ «Об образовании»).

Проблема в том, что не все, кто по новому закону может заниматься просветительской деятельностью (органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица) вообще по закону могут получить лицензию на образовательную деятельность. То есть, налицо противоречие одних положений закона другим. Возможно, какую-то ясность внесет постановление правительства.

Регулирование просветительской деятельности

Закон также запрещает использовать просветительскую деятельность для «разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации». Эти требования шире, чем требования к образовательной деятельности.

Пока закон не устанавливает других требований к организациям, занимающимся просветительской деятельностью: нет специальной регистрации, отчетности и т.п. Однако постановление правительства может установить любые дополнительные требования.

Международное сотрудничество

Закон обязывает образовательные организации до подписания договора с иностранными гражданами и организациями, за исключением договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам, получать заключение Министерства образования и науки, Министерства просвещения или профильных министерств, в зависимости от статуса образовательной организации. Причем требование распространяется даже на договоры, заключенные до вступления закона в силу.

При этом в тексте напрямую не сказано, может ли ведомство запретить международное сотрудничество. Все детали о том, как будет выдаваться заключение и что там должно быть написано, будут в постановлении правительства.

Федеральные государственные образовательные организации должны будут получать заключения органов, в ведении которых они находятся: МГУ и Финансовый университет – в правительстве, медицинские университеты и академии – в Минздраве, университеты МВД – в Министерстве внутренних дел. Региональные и частные организации высшего образования должны будут получать заключения от Министерства образования и науки, а образовательные организации общего образования – в Министерстве просвещения.

Закон вступит в силу в случае его одобрения Советом Федерации и подписания президентом уже 1 июня 2021 года.

Образовательные организации должны будут до 1 сентября 2022 года получить заключения на все уже подписанные до вступления закона в силу договоры в области международного сотрудничества.

Договоры с иностранными студентами – исключение, как и договоры, срок действия которых истекает до 1 сентября 2022 года.

Часть 3 статьи 105 ФЗ «Об образовании» определяет сферы и возможности международного сотрудничества. Перечень хотя и широк, но является закрытым.

Это может быть: разработка и реализация образовательных программ и научных программ; направление преподавателей и учеников учиться за рубеж и приглашение иностранцев учиться в России, в том числе по обмену; совместные научные исследования в сфере образования, совместное осуществление инновационной деятельности; участие в сетевой форме реализации образовательных программ; проведение международных конгрессов, конференций, семинаров или участие в их работе и обмен учебно-научной литературой.

2012: В закон об образовании внесены изменения в части применения электронного и дистанционного обучения

Президент России Дмитрий Медведев подписал в марте 2012 года федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».

Закон устанавливает, что при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Также он содержит определение понятий «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» и уточняет процедуру лицензирования образовательных учреждений, применяющих электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

Примечания

Права и обязанности родителей в области образования – законы и нормативные акты

Закон об образовании статья 32 закона рф об образовании

Права родителей в образовании в Российской Федерации регулируются Конституцией, Семейным кодексом, где содержатся базовые права и обязанности по воспитанию детей, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в котором урегулированы права родителей как законных представителей детей при реализации последними их прав, и иными федеральными законами. Кроме того, некоторые положения могут быть в подзаконных актах. Так, школы и другие образовательные организации могут выпускать собственные локальные акты, которым ученики и родители должны следовать. 

Рассмотрим подробнее основные правовые источники, которые описывают права и обязанности родителей обучающихся.

Конституция 

Конституция Российской Федерации устанавливает общие положения об образовании, которые действуют на территории всей страны. Этому посвящена статья 43. 

Пункт 1. Каждый имеет право на образование.Пункт 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.Пункт 3.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.Пункт 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.Пункт 5.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Что это значит

В Конституции право на образование признано естественным и неотъемлемым в числе других прав и свобод человека. Образование можно получать бесплатно на конкурсной основе — даже в вузах. Конституция отмечает, что ребёнок должен освоить как минимум 9 классов школьной программы. В обязанности родителей по воспитанию и образованию детей входит это обеспечить. 

Федеральные государственные образовательные стандарты, которые упоминаются в пятом пункте, представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до высших учебных заведений.

Их можно сравнить с нормативами в спорте или ГОСТами для продуктов. По ним пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ.

Иначе говоря, Стандарты — это фундамент образовательного процесса.

Семейный кодекс

В Семейном кодексе есть статья 63, которая называется «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей». Она содержит два основополагающих пункта:

Пункт 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Пункт 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

https://www.youtube.com/watch?v=4UhcXWilvmIu0026list=PLoOUI8Ot3eDfgN9FEVixcVpGGWZKEoLOp

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

В этом Федеральном законе права родителей несовершеннолетних в сфере образования описываются в четвёртой главе. Основной текст закона посвящён правам самих обучающихся, а вот что говорится о родителях и их ответственности. 

Обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Согласно 44 статье, родители обязаны «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка», а также обеспечить получение детьми общего образования. Органы власти и образовательные организации призваны помогать родителям. 

Обязанность соблюдать правила

Также согласно этой статье, родители обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, и требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся. В обязанности родителей также входит уважение чести и достоинства работников образовательного учреждения и других обучающихся. 

Право родителей школьников выбирать форму обучения

Закон, как и Семейный кодекс, позволяет родителям выбирать формы получения образования для детей, в том числе семейную: они могут «дать ребёнку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье». С 1 по 9 класс эта форма обучения называется семейной, а в 10-11 — самообразованием. 

При этом родители с учётом мнения ребёнка вправе вернуться с домашней формы обучения на очную в любой момент. 

Право родителей в школе получать информацию

Также 44 статья даёт родителям право ознакомиться с уставом образовательной организации и всей учебно-программной документацией, а также запросить лицензию на образовательную деятельность и свидетельство об аккредитации, если те не опубликованы на сайте.

Родителей должны уведомлять о любых обследованиях (например, психологических), которые проводятся у школьников, и получать от них согласие либо отказ.

Родители имеют право ознакомиться с содержанием образовательного курса, методами обучения и воспитания, технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

Право родителей участвовать в управлении школой

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», права родителей в сфере образования включают в себя право на участие в школьной жизни, но только в соответствии с внутренним распорядком.

Право защищать интересы ребёнка

Родители могут отстаивать права обучающегося методами, не противоречащими нормам права и морали. 

m / @Pressfoto

Что делать, если права ребёнка в образовании нарушаются

Согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ», при нарушении прав ребёнка родители имеют право:

  • направлять в органы управления организацией обращения о применении к работникам дисциплинарных взысканий,
  • обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений,
  • использовать не запрещённые законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создаётся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

                                                  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

К сожалению, права школьника нарушаются нередко. Типичная ситуация: ученика не пустили на урок по причине опоздания или отсутствия школьной формы.

Скорее всего, оба случая действительно являются нарушениями локального нормативного акта школы, но педагог не имеет права наказывать за них недопуском до занятия.

Если ученик не был допущен на урок, то родители могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

https://www.youtube.com/watch?v=0-NsSwOYMSQu0026list=PLoOUI8Ot3eDfgN9FEVixcVpGGWZKEoLOp

Часто детей привлекают к так называемым субботникам — генеральной уборке класса, здания школы, территории.

Но в статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Если родитель не давал согласия, то имеет право написать жалобу на имя директора. 

Иногда права родителей и детей на семейном образовании нарушаются, когда школа отказывает хоумскулеру в прикреплении. По закону любая лицензированная и аккредитованная школа обязана принять ученика на семейной форме обучения, если это не противоречит её локальным актам.

На практике это порой нарушается. Конечно, можно обратиться в другую школу, но не всегда есть такая возможность.

Если образовательное учреждение единственное во всём районе (посёлке, городе) или вы заинтересованы в прикреплении к конкретной школе, запросите у директора письменный отказ с указанием причины.

‍С этим документом и просьбой привести устав школы к соответствию федеральному законодательству обратитесь в районный отдел образования или департамент по образованию вашего региона. Ведь все образовательные учреждения должны подчиняться закону «Об образовании», а в нём чётко зафиксировано право обучаться в семье и сдавать аттестации экстерном (статьи 17 и 34 соответственно). 

Резюме

Права и обязанности родителей в образовании, а также самих обучающихся регламентируются Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом, Федеральным законом «Об образовании в РФ» и локальными актами образовательных организаций. 

Родители имеют право выбирать форму обучения для своего ребёнка. В России можно получать образование вне школы. 

Если права ребёнка и родителей в школе нарушаются, можно написать жалобу на имя директора, обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений или прокуратуру. 

Будь в законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: