Водительские права при форме дцп

Содержание
  1. Право на права: может ли человек с инвалидностью быть таксистом
  2. «Шторит и мажет»
  3. Не каждому даны
  4. Таксист по праву
  5. Предупреждайте заранее
  6. С какими болезнями нельзя водить машину
  7. Особенности запрета на вождение авто при болезнях
  8. С какими болезнями можно и нельзя управлять авто
  9. Как инспектор узнает, какие болезни есть у водителя
  10. Какой штраф предусматривается за вождение при наличии опасных заболеваний?
  11. Вождение автомобиля и водительское удостоверения (права) для лиц с ограниченными возможностями (инвалидов)
  12. Какие ограничения к вождению по медицинским показаний имеются
  13. Перечень заболеваний с медицинскими показаниями
  14. Использование автоматической коробки передач как медицинское ограничение
  15. Автомобили с ручным управлением
  16. Автомобили для инвалидов бесплатно
  17. Правила дорожного движения и инвалиды
  18. Инвалид в автомобиле: преимущества на дороге
  19. Автошколы для инвалидов
  20. Право на права: как человеку с инвалидностью получить водительское удостоверение
  21. Право имею?
  22. Хочу получить права: что делать?

Право на права: может ли человек с инвалидностью быть таксистом

Водительские права при форме дцп

Агрегаторы активно привлекают людей с ограниченными возможностями по здоровью (ОВЗ) к пассажирским перевозкам не только в столице, но и по всей России. Однако такие водители нередко сталкиваются с недопониманием со стороны клиентов. Подобный случай недавно произошел в Краснодаре, где пассажирка пожаловалась на таксиста с нарушением слуха.

История приобрела широкую огласку, и «Яндекс.Такси» временно отстранил его от работы. Сейчас запрет снят, молодой человек может вернуться за баранку такси. По словам опрошенных «Известиями» экспертов, люди с ОВЗ имеют право водить личный автомобиль, но не каждый из них может быть таксистом.

При этом сейчас только в Москве в сфере извоза работает свыше 250 таких водителей.

«Шторит и мажет»

1 февраля в интернет попало видео, снятое пассажиркой такси из Краснодара. На нем женщина отчитывает водителя за неадекватное, по ее словам, поведение. Он неоднократно нарушил правила дорожного движения во время поездки и не выполнил ее просьбу остановить автомобиль по первому требованию, сообщала пассажирка.

Женщина предполагала, что водитель был пьян или находился под действием наркотических веществ, поэтому и записала разговор с ним на видео.— Ты едешь, тебя шторит по дороге, мажет! Понимаешь? Я жить хочу, меня дети дома ждут, — восклицает она на видеозаписи.

Позже выяснилось, что водитель такси 28-летний Евгений Широкий имеет третью степень инвалидности и не был ни под наркотиками, ни в алкогольном опьянении. Об этом сообщил его коллега, начальник автоколонны в краснодарском таксопарке Егор Клименко.

Предположения участников дискуссии, разгоревшейся в Сети, что водитель страдает ДЦП и именно поэтому не смог сразу отреагировать на просьбу пассажирки, Егор Клименко опроверг.

— Сразу скажу, у парня не ДЦП, он слабослышащий, на это есть подтверждающие документы, — сказал он. — Мы регулярно приглашаем на работу людей с нарушениями слуха. Сейчас у нас работает 15 человек с ограничениями по здоровью.

Несмотря на то что видео, снятое женщиной, уже удалило большинство пабликов в соцсетях, оно успело вызвать широкий резонанс. Комментаторы под постами разделились на два лагеря: кто-то заступался за пассажирку, обращая внимание на опасность проезда с инвалидом.

Другие, напротив, выражали сочувствие парню и призывали наказать женщину за клевету. Многие также задавались вопросом, позволено ли в целом водителям с инвалидностью заниматься извозом.

На время проверки инцидента «Яндекс.Такси» временно блокировал водителя-инвалида из Краснодара, но в данный момент запрет на пользование сервисом уже сняли, рассказал «Известиям» Егор Клименко. К тому же из-за огласки появилось много добровольцев, которые поддерживают водителя как морально, так и материально. И даже собирают ему деньги на собственный автомобиль.

Не каждому даны

Закон не запрещает людям с инвалидностью пользоваться личным автомобилем. Всё, что для этого нужно, — пройти медицинское освидетельствование и сдать на права. Однако получить водительское удостоверение смогут далеко не все люди с ОВЗ, рассказал «Известиям» председатель правления Союза автошкол России Александр Ачкасов.

— Существует перечень болезней, с которыми сдать на права не получится. Нужна справка от водительской медицинской комиссии, подтверждающая, что человек может управлять автомобилем, тогда он может пройти обучение и сдать экзамены на получение водительского удостоверения, — подчеркнул он.

В перечень медицинских противопоказаний к вождению, согласно постановлению правительства РФ № 1604, входят расстройства личности и поведения в зрелом возрасте, психические и невротические отклонения, умственная отсталость, эпилепсия, ахроматопсия, слепота обоих глаз и другие.

При этом, чтобы человеку с ОВЗ стать таксистом, одного лишь наличия прав недостаточно, рассказал «Известиям» депутат Госдумы, председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев.

— В каждом случае нужно подходить индивидуально, поэтому очень важна роль как медико-социальной экспертизы, так и служб занятости. Эксперты должны видеть потенциальные возможности человека.

Но в целом люди с инвалидностью могут быть представлены в любых сферах занятости, которые позволены им по состоянию здоровья, — отметил он.В пресс-службе «Яндекс.Такси» рассказали, что сотрудничают со слабослышащими водителями, которые трудоустроены в таксопарках или являются индивидуальными предпринимателями.

Таких парков в крупных городах по всей России более 130.— Требования к потенциальным водителям стандартны: стаж вождения должен быть не менее трех лет, а также необходимо прохождение обучающего видеокурса, который поможет быстрее разобраться с правилами сервиса, — отметили в пресс-службе.

Там также уточнили, что в пользовательском приложении Яндекс Go есть уведомление, что на заказ приедет глухой или слабослышащий водитель.

Таксист по праву

Все работодатели при найме слабослышащих людей на работу опираются на приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н в новой редакции, в котором нет прямого запрета на работу с сфере такси для инвалидов по слуху, рассказал «Известиям» начальник отдела образования и трудоустройства аппарата Всероссийского общества глухих (ВОГ) Дмитрий Алексеевских.

— Благодаря этому приказу последние два-три года много глухих ребят начали трудиться в сфере такси. Они подключаются к известным агрегаторам и успешно работают. Есть также люди с нарушениями слуха, которые создают юрлица по предоставлению услуг такси.

У некоторых таких предпринимателей только в Москве работает более 250 людей с нарушениями слуха, — рассказал эксперт ВОГ.

А вот в профсоюзе таксистов к привлечению людей с инвалидностью относятся с недоверием. Как сообщил «Известиям» председатель координационного совета межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист», член общественного совета Минтранса России Андрей Попков, профессиональная деятельность водителя-инвалида вообще запрещена по закону.

— Такой человек просто не пройдет медкомиссию. Инвалиды могут пользоваться своим автомобилем, но не работать на нем. Перевозка пассажиров сопряжена с угрозой жизни, поэтому нельзя допускать человека с ОВЗ к такому виду деятельности, — отметил эксперт.

«Известия» направили запросы в Минздрав и Минтруд с просьбой прояснить норму закона в отношении водителей-инвалидов. В Минтруде сообщили, что если у гражданина нет ограничений по здоровью, которые препятствовали бы управлению автомобилем, и он прошел обязательные профосмотры, то он может трудиться в такси.

Сам по себе факт наличия инвалидности ограничением для работы в такси не является.

Предупреждайте заранее

Существует и другая проблема привлечения инвалидов к работе в такси, отметила правозащитник в сфере легкового такси «Общество синих ведерок» Елена Гращенкова.

— Права пассажира такси защищены законом о защите прав потребителя, поэтому он имеет право на получение безопасной услуги и достоверной информации о ней.

В случае если ему предлагается приобрести услугу перевозки через агрегатора, пассажир должен быть заранее уведомлен продавцом, что у водителя имеется инвалидность, чтобы он мог принять самостоятельное решение, ехать или отказаться от поездки, — считает она.

Если же агрегатор скрыл от пассажира важную информацию о приобретаемой услуге, он по жалобе пассажира может быть оштрафован Роспотребнадзором на сумму до 100 тыс. рублей.

А если это стало причиной тяжких последствий, будет возмещать пассажиру весь причиненный ущерб, подчеркнула эксперт.

Также на автомобиле, которым управляет водитель-инвалид, обязательно должен быть соответствующий знак, сообщили «Известиям» в Госавтоинспекции.

С какими болезнями нельзя водить машину

Водительские права при форме дцп

В автомобильном праве есть Федеральный Закон «О безопасности транспортных средств» (конкретно статья 23), регулирующий возможность вождения, имея те или иные болезни. Он ссылается на Перечень противопоказаний, при наличии которых нельзя не только управлять машиной, но и вовсе получать права.

Среди них преимущественно заболевания, связанные с головным мозгом, зрением и двигательной активностью. Если водитель сможет обойти Закон и несмотря на запрет, сядет за руль, он не просто рискует получить штраф, но и ставит под угрозу свою жизнь и безопасность других участников дорожного движения.

Особенности запрета на вождение авто при болезнях

Человек, который собирается водить машину, должен иметь личное чувство ответственности за жизнь окружающих его людей. Кроме него самого, никто не может узнать о наличии опасной болезни без соответствующей медицинской справки.

Что еще немаловажно: при обнаружении того или иного заболевания, врач не передает информацию в ГИБДД. По правилам мед. обследование необходимо проходить каждые 10 лет.

И если, например, у водителя появятся приступы эпилепсии через 2 года после получения прав, следующие 8 он может управлять автомобилем с «чистой» справкой.

При остановке автомобиля инспектором он может выявить признаки болезни без изучения медицинского заключения. Однако, даже в этом случае лишить прав может только суд.

Исключение составляют только те, у кого вовсе не было водительского удостоверения и те, кто уже лишен прав.

В противном случае нарушитель просто понесет наказание в виде штрафа от 5 до 15 тысяч рублей, при условии, что его действия не повлекли за собой серьезные последствия.

С какими болезнями можно и нельзя управлять авто

Среди самых распространенных заболеваний, которые полностью ограничивают право управлять автомобилем или являются особым указанием к вождению, стоит выделить:

  • Постинсультное состояние с такими осложнениями, как деменция, амнезия, слепота на оба глаза. В Законе об инсульте речи нет вовсе, так как опасность представляют его последствия.
  • Эпилептические расстройства всех форм и видов. Запрет касается всех типов автомобилей, любой конструкции.
  • Болезнь Паркинсона. Сама по себе не является противопоказанием, даже на последних стадиях. Но при ее активном развитии вероятно появление деменции, которая ограничивает возможность управлять любыми ТС.
  • Большинство видов психических расстройств — тяжелая депрессия, шизофрения, амнезия, делирий, галлюцинации, расстройства личности, а также неуточненные формы, связанные с травмами и отклонениями головного мозга.
  • Умственная отсталость, в том числе аутизм и синдром Дауна. Хотя в Законе об этих болезнях ничего не сказано, препятствием к вождению служит снижение интеллекта и слабоумие.
  • Слепота. Запретить водить машину врачи могут только при полном отсутствии зрения. Если не видит только один глаз, или функция обоих снижена, могут быть предъявлены дополнительные меры. В водительском удостоверении в 12 графе ставят отметку “GCL” или «Очки/линзы обязательны».

При диабете, астме, энцефалопатии, сердечных и сосудистых заболеваниях никаких ограничений нет. Водитель должен своевременно принимать препараты, поддерживающие здоровье, и это зона его личной ответственности, за пренебрежение которой в случае чего он понесет наказание.

То же касается головной боли или температуры. Правила дорожного движения запрещают садиться за руль в болезненном и утомленном состоянии. Но сотрудник ГИБДД вряд ли сможет определить таковое «на глаз», поэтому человек самостоятельно принимает решение — можно ехать или нельзя.

Что касается черепно-мозговых травм, все зависит от того, приводят ли они к неврологическим проблемам. Если да, то водитель не сможет получить права категорий C, CE, D, DE, Tm/Tb. Легковых автомобилей этот запрет не касается.

В случае же с проблемами с опорно-двигательным аппаратом, практически всегда приходится менять конструкцию машины.

Если одна нога короче другой, конечность полностью отсутствует, произошел паралич или существенно нарушена двигательная активность, одна из педалей переносится выше для возможности ручного управления.

Как инспектор узнает, какие болезни есть у водителя

Обнаружить болезнь официально могут в 2 случаях:

Если болезнь проявилась до зачисления в автошколу, человек просто не сможет пройти обучение, и соответственно получить права. Медицинская справка является одним из обязательных документов, которые подаются при оформлении на автомобильные курсы.

Если же симптомы опасного недуга стали явными после получения водительского удостоверения, то инспектор сможет их обнаружить только лично.

Однако, его подозрения не могут быть веским основанием для того, чтобы направить человека на принудительное медицинское освидетельствование.

  1. Во время прохождения медицинской комиссии, необходимого для замены водительских прав по прошествии 10-летнего срока действия.
  2. При мед. обследовании, проводимом вследствие получения новых прав после их лишения по статьям 12.26, 12.27 и 12.8.

Если врачи выявят противопоказания, они не выдадут справку, которая позволит управлять автомобилем.

Если же будут выявлены болезни с «особым» статусом, то в ГИБДД будущий водитель сможет получить права только определенной категории (при наличии ограничений для иных).

При имеющихся проблемах со зрением в удостоверении просто ставится отметка о необходимости ношения очков или линз. Их отсутствие при проверке сотрудником ГИБДД будет причиной для выписки штрафа.

Какой штраф предусматривается за вождение при наличии опасных заболеваний?

По части 1 статьи 12.7 КоАП предусмотрено наказание в размере от 5 до 15 тысяч рублей за управление автомобилем при наличии противопоказаний, ограничений и особых указаний. Инспектор определяет тяжесть нарушения, учитывает смягчающие обстоятельства, исходя из чего выносит вердикт, касательно размера материального наказания. Штраф неминуемо будет выписан, если:

  • есть зафиксированные медицинские противопоказания и соответственно нет прав;
  • есть ограничения для конкретной категории, и водитель находится за рулем авто, подпадающего под эту категорию;
  • есть отметка о необходимости ношения линз или очков, а водитель ею пренебрег.

ГИБДД не могут предъявлять претензии к медицинским работникам, потому что в их полномочия не входит проверка достоверности справок.

Поэтому отвечать за то, что информация в документе не соответствует действительности, будет только сам водитель. Не стоит надеяться на везение и полагаться на случай.

При наличии противопоказаний, разумнее отказаться от вождения вовсе и не подвергать опасности окружающих.

Вождение автомобиля и водительское удостоверения (права) для лиц с ограниченными возможностями (инвалидов)

Водительские права при форме дцп

Городская инфраструктура в России создает множество проблем для комфортной жизни людям с ограниченными возможностями. Причем ввод новых объектов, адаптированных для инвалидов, ситуацию не меняет, все определяется давно построенными сооружениями. Общественный транспорт также системно не подготовлен для лиц с ограниченными возможностями.

Соответственно, возможность водить личный автомобиль может кардинально поменять жизнь таких людей. И это часто реально – современные автомобили легко управляемы и могут быть оснащены различными средствами, помогающими рулить ими.

В 2013-2016 года прошла большая реформа получения водительского удостоверения, в том числе, изменения затронули медицинские требования к водителям. Были систематизированы различные ограничения в водительских правах. Изменились требования к вождению автомобиля и водительским удостоверениям (правам) для лиц с ограниченными возможностями (инвалидов).

В целом ситуация стала более понятной и прозрачной для людей с ограниченными возможностями, как это все работает на практике – другой вопрос (жду от вас отзывов).

Какие ограничения к вождению по медицинским показаний имеются

Ограничения по медицинским показаниям управления транспортными средствами всех категорий и подкатегорий, проставляются в разделе 14 водительского удостоверения и указываются в кодированном виде.

Категории и подкатегории водительского удостоверения, отметки и ограничения в водительском удостоверении

Список ограничений по состоянию на апрель 2017 года следующий:

MC — медицинские показания к управлению транспортным средством с ручным управлением;

AT — медицинские показания к управлению транспортным средством с автоматической трансмиссией;

APS — медицинские показания к управлению транспортным средством, оборудованным акустической парковочной системой;

GCL — медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения;

HA/CF — медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для компенсации потери слуха.

Соответственно, первое что нужно сделать для получения водительского удостоверения пройти водительскую медкомиссию, получить медсправку и понять ваш случай.

Какие ограничения наложит ваш диагноз можно посмотреть в постановлении правительства (там имеется перечень диагнозов).

После получения водительской медицинской справки станет понятно водительское удостоверение для управления какими транспортными средствами вы можете получить.

Водительская медицинская справка при получении и обмене ВУ

Перечень заболеваний с медицинскими показаниями

Цитата из постановления правительства с перечнем заболеваний.

Регулируется постановлением правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 1604

О ПЕРЕЧНЯХ МЕДИЦИНСКИХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ, МЕДИЦИНСКИХ ПОКАЗАНИЙ И МЕДИЦИНСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

I. Медицинские показания к управлению транспортным средством с ручным управлением (отметка MC в водительском удостоверении)

1. Деформация стопы, значительно затрудняющая ее движение.2. Укорочение нижней конечности более чем на 6 см (за исключением случаев, когда конечность не имеет дефектов костей, мягких тканей и суставов, объем движений сохранен, длина конечности от пяточной кости до середины большого вертела бедра составляет более 75 см).3.

Ампутационные культи обоих бедер.4. Ампутационные культи обеих голеней.5. Культя бедра или голени одной конечности при значительном нарушении двигательных или статических функций другой нижней конечности (ампутационная культя стопы, деформация, сосудистое заболевание, поражение крупных периферических нервных стволов и др.).6.

Стойкая деформация или заболевание нижних конечностей, таза или позвоночника, значительно затрудняющее стояние и ходьбу (анкилозирующий полиартрит нижних конечностей, тяжелый кифосколиоз и спондилит с явлениями компрессии, псевдоартроз, эндартериит II и III степени, слоновость и др.).7.

Паралич и парез нижних конечностей при возможности сидения.

8. Повреждение нервно-сосудистого пучка одной нижней конечности со значительными трофическими нарушениями (обширные незаживающие язвы).

II. Медицинские показания к управлению транспортным средством с автоматической трансмиссией (отметка ATв водительском удостоверении)

9. Отсутствие верхней конечности или кисти.10. Отсутствие нижней конечности или стопы.11. Деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая движение кисти или стопы.12. Культя бедра или голени при одновременном отсутствии одной из верхних конечностей.13.

Отсутствие пальцев или фаланг, а также неподвижность в межфаланговых суставах:а) отсутствие 2 фаланг большого пальца на руке;б) отсутствие или неподвижность 2 или более пальцев на правой руке или полного приведения хотя бы одного пальца;в) отсутствие или неподвижность 3 или более пальцев на левой руке или полного приведения хотя бы одного пальца.

14. Остаточные явления поражения центральной нервной системы в виде гемиплегии.

III. Медицинские показания к управлению транспортным средством, оборудованным акустической парковочной системой (отметка APS в водительском удостоверении)

15. Слепота одного глаза.

IV. Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения(отметка GCL в водительском удостоверении)

16. Аномалия рефракции, снижающая остроту зрения ниже разрешенной, при условии повышения остроты зрения в очках или контактных линзах до разрешенного уровня.

V. Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для компенсации потери слуха(отметка HA/CF в водительском удостоверении)

17. Болезни уха и сосцевидного отростка, снижающие слух ниже разрешенного уровня, при условии улучшения слуха с использованием технических средств реабилитации (слуховой аппарат, речевой процессор) до разрешенного уровня.

Актуальная версия перечня заболеваний от Консультант Плюс, доступна по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское), в выходные и праздничные дни в любое время. Также перечень можно заказать в любое время емаилом (бесплатно).

Перечень заболеваний ограничивающих получение водительского удостоверения, файл расположен на Рулимс (обновлять вряд ли получится постоянно, так что уточняйте актуальность)

Использование автоматической коробки передач как медицинское ограничение

Принципиальный момент в проведенной реформе что была добавлена автоматическая коробка передач как одно из медицинских ограничений. В ходе реформы получение водительского удостоверения автоматическая коробка полностью уравнена с механической (вы может выбрать как вам учиться), это существенно упрощает обучение.

Автомобили с ручным управлением

Потребность в автомобилях с ручным управлением велика, существует три принципиальных варианта как купить такой автомобиль:

1. Производители выпускают автомобили в комплектации с ручным управлением и адаптированные для инвалидов с конвейера;2. Автомобильные компании предлагают варианты переоснащения автомобиля;

3. Есть независимые компании, которые готовы переоснастить практически любой автомобиль на ручное управление.

В России основным вариантом стал третий, есть множество сервисных фирм готовых переоснастить автомобиль и помочь с согласованием, например, компания “UNIO +”

Второй вариант так же доступен, например, оснащение своих автомобилей предлагает концерне VW и Skoda (традиционно дружественная к инвалидам марка)

Первый вариант (адаптированный автомобиль с конвейера) я не смог найти. Естественно наряду с новыми автомобилям могут интересны автомобили с пробегом.

Автомобили для инвалидов бесплатно

Предоставление автомобиля за счет госсредст было законодательно прекращено в 2005 году, ранее некоторым категориям инвалидов бесплатно предоставляли автомобиль Ока и Таврия.

Поставки автомобилей были нерегулярными и часто предлагали денежную компенсацию за неоказанную поставку.

Довелось прочесть про некоторые инициативы, в том числе региональные, но в нынешних экономических условиях это скорее популизм чем реальное предложение

Правила дорожного движения и инвалиды

Правилами дорожного движения установлены требования к оборудованию транспортного средства в случае управления им лицом, которому присвоена инвалидность. И ряд преимуществ при движении по дороге.

Отдельные правила касаются инвалидов-пешеходов, которые передвигаются в инвалидных колясках без двигателя.
Инвалидами признаются люди, имеющие медицинские заболевания, прошедшие процедуру присвоения инвалидности по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ).

До принятия соответствующего решения, человек инвалидом не считается.

Для получения преимуществ на дороге инвалид должен установить особенный знак «инвалид» — в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа.

Это право водителя, а не обязанность.

Устанавливается он спереди и сзади транспортного средства, когда автомобиль управляется инвалидом 1 и 2 группы, а также на транспортные средства, которые перевозят инвалидов или детей-инвалидов.

Инвалид в автомобиле: преимущества на дороге

ПДД прямо предусмотрено, что на транспортные средства, которые управляются инвалидами 1 и 2 групп, перевозящие таких инвалидов, детей-инвалидов, не распространяется действие следующих знаков:

3.2. Движение запрещено 3.3. Движение механических средств запрещено 3.38. Стоянка запрещена 3.29. Стоянка запрещена по нечетным числам месяца

3.30. Стоянка запрещена по четным числам месяца

Автошколы для инвалидов

Как инвалиду выбрать автошколу, научиться водить и получить водительское удостоверение можно прочитать в специальном материале:

Автошколы для инвалидов (людей с ограниченными возможностями)

Реклама:

Почитать еще:

Автомобильный сайт инвалидов

Категории и подкатегории водительского удостоверения, открытие новой или нескольких категорий, какое ВУ можно получить в 16 лет

Женщины водители — мифы и реальность (водительское мастерство женщин, безопасность за рулем, страховые коэффициенты)

Обучение вождению женщин, особенности

Темы инвалидов за рулем и получение инвалидами водительских удостоверений на Рулимс предложила и поддержала Автошкола Барс, Санкт-Петербург, обучение инвалидов вождению.

Право на права: как человеку с инвалидностью получить водительское удостоверение

Водительские права при форме дцп

Автомобиль уже давно перестал быть роскошью, став необходимым и удобным средством передвижения.

А для человека с инвалидностью и вовсе личный транспорт зачастую является единственной возможностью быть мобильным и независимым.

Как инвалиду получить права на вождение, людям с какими нарушениями это недоступно и чем отличается обучение? В материале «Лабиринт 42» – полезная информация и истории тех, кто уже много лет водит автомобиль.

Право имею?

Человек с инвалидностью имеет право получить водительское удостоверение, но только, если у него нет заболеваний, которые препятствуют управлению автомобилем. Список этих ограничений есть в Постановлении Правительства России от 29.12.2014 N 1604.

Не смогут получить автоправа люди со следующими особенностями здоровья:

  • Органические, включая симптоматические, психические расстройства.
  • Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.
  • Расстройства настроения (аффективные расстройства).
  • Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства.
  • Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте.
  • Умственная отсталость.
  • Психические заболевания и расстройства поведения, которые связаны с употреблением психоактивных веществ.
  • Эпилепсия.
  • Ахроматопсия.
  • Слепота обоих глаз.

Во всех остальных случаях получение прав возможно. Однако при некоторых особенностях здоровья законом разрешено использовать транспорт только с ручным управлением или автоматической трансмиссией.

Новокузнечанка Ольга Яж водит автомобиль вот уже 15 лет. Девушка проходила обучение экстерном.

«То есть я не училась в автошколе: правила освоила дома сама, вождение мне объяснял брат. Сдавала на своей машине, потому что в ней нарощены педали и сиденье. Вождение – это мой мир, совершенно другой, в котором я могу расслабиться и быть самой собой. Авто – это моя крепость, где хозяйка только я», – поделилась с нами Ольга.

Хочу получить права: что делать?

В целом, обучение вождению людей с ограниченными возможностями здоровья не имеет особых отличий. Самое главное – найти автошколу, которая обучает инвалидов вождению. У учреждения должны быть для этого технические возможности и специально обученный персонал.

Так, рекомендуется обратить внимание на то, чтобы у автошколы был специально оборудованный автопарк и лицензия.

Также стоит изучить отзывы о школе, причём желательно выяснить, как в ней проходит обучение именно людей с инвалидностью: насколько сотрудники внимательны, терпеливы и корректны.

Кемеровчанин Михаил Погорелко за рулём 11 лет. У парня ДЦП, левосторонний гемипарез. Как шутит сам молодой человек, у него «хулиганит» левая рука.

Но это не помешало ему стать уверенным водителем. Михаил уверен: автомобиль для инвалидов – это отличное средство технической реабилитации и возможность социализироваться.

Ведь на дороге все равны, вне зависимости от особенностей здоровья.

«Я учился водить на механической коробке переключения передач. Безусловно, это сложнее, чем ездить на автомате. А когда у тебя хулиганит левая рука, как минимум, на одну сложность больше.

Первые 4 года своей автомобильной жизни я провёл за рулём автомобилей с МКПП, в первый из которых я не доверял своей левой руке держать руль, боясь, что она повернёт его.

Для того, чтобы переключить передачу, я отпускал руль, правой рукой переключал передачу и возвращал правую руку обратно за руль.

Спустя год, катясь по пустому проспекту, неожиданно для себя, взялся за руль левой рукой и, о чудо, я не уехал ни влево, ни вправо. Я ехал прямо.

Так начал доверять левой руке, и до сих пор позволяю ей держать штурвал, если вдруг правая занята. Однако, с 2013 года я практически не езжу на «механике», все мои автомобили на автомате.

Когда пойду менять права, наверное, мне в новых и вовсе поставят отметку «только автомат»», – рассказывает Михаил.

Парень признаётся: записываясь в автошколу, он шёл на риск. Ведь на момент оплаты обучения не было 100% уверенности, что ему выдадут медицинскую справку. Мытарства по врачам продолжались больше года: все убеждали Михаила, что он не сможет ездить.

Парень десятки раз услышал от врачей «у тебя не получится», несколько врачебных комиссий сказали, что он «не годен». Более того, родственники и друзья тоже убеждали молодого человека в нереальности его задумки, говоря, что вождение – это сложно даже для здоровых людей. Но в итоге, упорство, настойчивость и вера в то, что всё получится, сломили врачей и удивили близких.

«Я получил медсправку, где было написано «годен». Эта была победа! Победа, которая отпечаталась в моём сердце. Сейчас, когда мне тяжело, я вспоминаю того 18-летнего парня, который смог сделать то, во что никто не верил. Я не побоялся мечтать, и всё получилось.

Помню, на первом занятии я на протяжении часа учился трогаться и ездил вперёд-назад на площадке длиной 15 метров. Когда на втором занятии инструктор подъехал к моему дому, я думал, что он отвезёт меня на автодром, где мы продолжим отрабатывать навыки.

Вместо этого, он вышел, закурил сигарету и сказал: «Садись за руль, настраивай зеркала, я покурю и поедем». Я не скажу уже, по какому маршруту мы ехали, зато отчётливо помню ощущения, когда после этого занятия припарковал учебный автомобиль напротив дома.

Мне казалось, что я под кайфом, или будто, проведя безвылазно несколько дней дома, вышел на улицу, и сделал полной грудью глоток воздуха. В этот момент я почувствовал, что все мои убеждения в собственных ограниченных возможностях, на самом деле, лишь в моей голове.

В многом я благодарен своему инструктору, ведь во многом именно от него зависит от того каким ты станешь водителем, получив заветные права.

Мне повезло, и сейчас, отвечая на вопрос: «Какую автошколу посоветуете?», говорю: «Важнее выбрать инструктора, с которым комфортно именно вам», – вспоминает Михаил Погорелко.

У кемеровчанина Игоря Иванова были автомобильные права до того, как он стал инвалидом.

Оказавшись на инвалидной коляске, Игорь Васильевич заменил права, срок действия которых на тот момент как раз истекал. Никаких дополнительных занятий и сдачи экзаменов для этого не потребовалось.

В правах мужчины просто поставили пометку, что он может водить автомобиль только с ручным управлением.

«Поначалу было непривычно управлять автомобилем без помощи ног. Много манипуляций нужно было выполнять руками: и газовать, и тормозить, и рулить, и переключать скорости. Сначала тренировался во дворе дома, не выезжая на «большую дорогу». Но ничего, освоился.

Сначала у меня была «Ока» на «механике», которую мне за активное участие в жизни города и активную гражданскую позицию подарил губернатор. Затем я сам приобрёл японскую машину с автоматической коробкой передач.

На ней, конечно, ездить стало проще. Я складываю инвалидную коляску сам и кладу её на заднее сидение автомобиля.

Личный транспорт очень упрощает мне жизнь: помогает познавать мир, коммуницировать с обществом и совершать всевозможные дела.

На авто я независим и мобилен, не нужно вызывать такси или просить кого-то о помощи. Я в шутку называю свою машину «бензиновой коляской». Для меня она – незаменимая помощница.

За рулём я чувствую себя таким же, как все, словно и нет ограничений по здоровью. Я передвигаюсь на авто наравне со всеми, мне также, как раньше, всё доступно на дороге. Машина – необходимость и отдушина для человека с инвалидностью.

А движение и скорость – это сильный эмоциональный наркотик», – говорит Игорь Иванов.

Отметим также, что до 2005 года  для инвалидов была предусмотрена льгота и полагался бесплатный автомобиль. Сроком на 7 лет людям с инвалидностью выдавали автомобили «Ока» и «Таврия» с ручным управлением. Но с 1 января 2005 года все действующие законы, касающиеся обеспечения инвалидов транспортными средствами, были отменены.

Будь в законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: