Соединительная гласная о правило

Слова с соединительной гласной «о» и «е»

Соединительная гласная о правило

В русском языке методом сложения двух слов с помощью соединительных гласных «о» после твердых согласных и «е» после мягких согласных, шипящих и «ц» образуются сложные слова.

В рус­ском язы­ке обра­зу­ют­ся новые сло­ва мето­дом сло­же­ния с помо­щью соеди­ни­тель­ных глас­ных -о- и -е-. 

Методом сло­же­ния двух слов (основ) с помо­щью соеди­ни­тель­ной глас­ной -о- (интер­фик­са), пишу­щей­ся после твер­дых соглас­ных, обра­зу­ют­ся, напри­мер, слож­ные существительные.

Чистое сложение:

желе­зо­бе­тон, лесо­степь, газо­бал­лон, лесо­парк, сухо­фрук­ты, самооценка.

Сложение с суффиксацией:

само­лет, само­вар, само­свал, само­кат, садо­вод, свек­ло­вод, вер­то­лет, газо­про­вод, ска­ло­лаз, сне­го­пад, хле­бо­печь, соко­вар­ка, рыбо­лов, тесто­ме­шал­ка, ледо­кол, вер­хо­лаз, водо­во­рот, водо­пад, хле­бо­рез­ка, паро­воз, теп­ло­ход, звёз­до­чёт, луноход.

бледнолицый, узкогла­зый, островер­хий, краснолицый, сернокис­лый, латиноаме­ри­кан­ский, северомор­ской, чугунолитей­ный, механосбо­роч­ный, низкосорт­ный, чернобро­вый, беломра­мор­ный, восточносла­вян­ский, коротковоло­сый, темноволо­сый.

Сложные существительные с соединительной гласной «е»

Соединительная глас­ная -е- пишет­ся после мяг­ких соглас­ных, шипя­щих и «ц» в слож­ных существительных:

птицефаб­ри­ка, кораблекру­ше­ние, овощехра­ни­ли­ще, старшекласс­ник, чаевод, землемер, пулемет, мышелов­ка, солнцесто­я­ние, пешеход, птицелов, жизнелюбие, грязелечеб­ни­ца, землерой­ка, землечер­пал­ка, землетря­се­ние, пылесбор­ник, овощевод, нефтепро­вод, кровенапол­не­ние, тысячеруб­лев­ка, сталевар, коневод, камнедро­бил­ка, тысячелетие, тысячелет­ник;

Правописание

В сложных словах пишется:

  • соединительная гласнаяо, если основа слова оканчивается на твёрдый согласный звук (кроме ж, ш, ц):

          трубопровод,пароварка, златоглавый;

  • соединительная гласная е, если основа слова оканчивается на мягкий согласный звук, на шипящий ж, ш, щ, а также на ц или гласный:

           полеводпешеход,овощерезка, венценосный, чаепитие.

Примечание:      

Вместо соединительных гласных о и е в некоторых разрядах сложных слов пишутся гласные, совпадающие с падежными и другими окончаниями слов, основы которых содержатся в предшествующей части слова:

  • я — в словах с первыми частями себя (себялюбие, себялюбивый, но в себестоимость пишется буква е), время (времяпрепровождение, времяисчисление, времяизмерение), имя (имятворчество), семя (семядоля, семяочистительный) но  именослов, семеноводство;
  • а — в словах умалишённый, сумасшедший, в словах с первыми частями сорока, полутора, полутораста (сорокалетие,сорокачасовой (но ср. сороконожка, сорокоуст); полуторатонный, полуторагодовалый, полуторасталетний;
  •  и — в словах с первыми частями, содержащими основы числительных от пять до двадцатьтридцать, пятьдесят (пятилетка, шестидесятилетие), в части сложений с основой числительного три: (трилистник, триединый) но ср. треугольный, треножник и т. п.); в словах с первыми частями, совпадающими с формами повелительного наклонения глагола (сорвиголова, вертихвостка).

Соединительные

Соединительная гласная о правило

Большую орфографическую трудность вызывают гласные, которые называются соединительные. “О” и “е” в сложных словах часто не замечают, вследствие чего допускают ошибки. Примечательно, что других букв, соединяющих две основы, нет.

Определение

Если слово состоит из двух и более основ – оно будет именоваться сложным. Например, сельскохозяйственный (сельское хозяйство), мясо-молочный (мясо и молоко), научно-технический (наука и техника), летописец (писать летописи).

Сложные слова в русском языке появились на современном этапе развития в период обилия информации, ведь это позволяет в одном слове уместить несколько понятий.

Явления, когда в образовании сложного слова используется более двух корней, достаточно редки. Например, веломотоспорт.

Образование и варианты написания

Образовываться сложные слова могут различными способами. От этого будет зависеть их правописание. Разберем самые популярные:

  1. Сложение полных основ: диван-книжка, кресло-качалка, левобережный, железобетонный, быстрорастворимый. Образовываться эти слова могут при помощи сочинительных и подчинительных связей. О различиях в правописании таких конструкций поговорим позже.
  2. Сложение усеченных основ: спецкор, драмкружок, юннат. Усекаться могут как обе основы (юннат – юный натуралист), так и какая-либо одна: турфирма ( туристическая фирма – урезана первая основа, а вторая неизменна).
  3. Можно образовать сложное слово, используя соединительные гласные. В русском языке их всего две – “о”, “е”. Слова птицеферма, древнерусский, домосед, водопад, атомоход образованы именно таким способом.
  4. К сложным словам относят и аббревиатуры, кстати, самый молодой способ образования слов. К примеру, РАН (Российская академия наук), ВУЗ (высшее учебное заведение), АЭС (атомная электростанция).

Пишут сложные слова в русском языке слитно либо через дефис: сенокос, железнодорожный, вечнозеленый, школа-интернат, динамо-машина, плащ-палатка. Употребление того или иного способа зависит от образования конкретного слова.

Слова с соединительной “о”

Разберем, когда употребляются соединительные “о”, “е” в сложных словах. Примеры, когда необходимо писать “о” следующие:

  • железнодорожный;
  • фабрично-заводской;
  • лесостепь;
  • народно-освободительный;
  • железобетон.

Во всех этих словах первая основа оканчивается на твердый согласный, поэтому и требуется употребление соединительной “о”.

Слова с соединительной “е”

Теперь следует разобрать сложные слова с соединительной гласной е. Примеры такие:

  • древнерусский;
  • пешеход;
  • овощехранилище;
  • птицелов;
  • кожедел;
  • кашевар;
  • общежитие;
  • путешественник;
  • бурелом;
  • дождемер.

Все эти слова объединяет тот факт, что первая основа оканчивается на мягкий согласный (дождемер, древнерусский), на шипящий (общежитие, пешеход, кашевар) или на “ц” (птицелов). Следовательно, в таких словах следует писать соединительную “е”.

Варианты основ

Иногда соединительные “о” и “е” в сложных словах не используются: их заменяют части производных основ. Разберем подобные случаи.

  1. Слово образовано из сочетания наречия с именем прилагательным: малоисследованный, вечнозеленый, сугубоотрицательный, зловеще-гордый. Здесь “о” и “е” – не соединительные гласные, а суффиксы.
  2. Первая часть – глагол в повелительном наклонении: вертихвостка, перекати-поле.
  3. Слово-оттенок цвета. Соответственно, для связи основ используется суффикс -а-/-я-: изжелта-красный, иссиня-черный.

В русском языке немало случаев, когда соединительные “о” и “е” в сложных словах совершенно не нужны. Это происходит в следующих случаях:

  1. Если первая производящая основа – имя числительное в форме родительного падежа: двухспальный, пятидневка, двудонка. В данном случае имеют место суффиксы, омонимичные окончаниям формы родительного падежа.
  2. В ряде случаев слово образовано без данных гласных просто с помощью сложения основ. К примеру, сравним слова “психотерапия” и “психастения”. В первом случае слово имеет соединительную “о”, а во втором буква “а” – начальная в слове “астения”.
  3. Иногда первая производящая основа – начальная форма имени существительного: семяножка (но: семенохранилище), пламяизвергающий (но: пламеносец).
  4. Также первая производящая основа может иметь форму какого-либо падежа. Так, все слова с первой частью сума- и ума- будут писаться без соединительных гласных: умалишенный, сумасшедший.
  5. Многие части – слова иноязычного происхождения: авиа-, авто-, мото, фото-, электро-, квази- и другие. Здесь вне зависимости от твердости/мягкости предшествующего согласного остается первоначальный гласный: квазиинтересный, электродвигатель, авиамоделирование, мотоклуб.
  6. Следует отличать сложные слова от простых. Так, в слове “электрификация” всего один корень электри-. Все, стоящее за ним – это суффикс и окончание. Другое дело слова “электроноситель”, “электромонтер”, “электродвигатель”. В них уже две основы, одна из которых – электро-.

Правописание сложных слов

Соединительные “о” и “е” в сложных словах могут употребляться как при слитном их написании, так и при дефисном. Рассмотрим случаи употребления дефиса.

Составить сложные слова можно с помощью сочинительной и подчинительной связи. Если они образованы первым случаем, то будут писаться через дефис. Другими словами, между частями легко можно поставить союз “и”.

Разберем примеры, для этого необходимо составить сложные слова: диван и кровать – диван-кровать; научный и технический – научно-технический; русский и английский – русско-английский; фабрика и завод – фабрично-заводской; мясо и молоко – мясо-молочный; военно-медицинский – военный и медицинский и другие.

Сложные слова (существительные и прилагательные) со значением сторон света: западно-европейский, юго-восточный, северо-восток.

Слова, передающие оттенки цветов: малиново-золотой, серо-буро-коричневый, светло-зеленый, пурпурно-синий.

Если слово образовано от имени собственного: лев-толстовский стиль, вальтер-скоттовские идеи, нью-йоркская биржа. Исключение составляют географические названия, образованные из словосочетания существительное и прилагательное: Великие Луки – великолукский, Сергиев Посад – сегриевопосадский, Старая Русь – старорусский.

Слова – научно-технические термины: динамо-машина, вакуум-сушилка, дизель-электрод, стоп-кран, фильтр-пресс.

Слова – обозначения политических партий и течений: вице-мэр, либерально-демократический, социал-демократ, национал-социалистический.

Слово, имеющее в первой части оценочное суждение: горе-жена, рубаха-парень, лапочка-дочка, паинька-сынок.

Если первая производящая основа – обозначение какой-либо латинской буквы: альфа-самец, бета-каротин, гамма-излучение.

Слитно необходимо писать сложные слова, образованные с помощью подчинительной связи: лесоперерабатывающий (перерабатывать лес), старомосковский (старая Москва), летописец (писать летопись), молочноперерабатывающий (перерабатывать молоко), лесозаготовки (заготовки леса).

Соединительные гласные О, И, Е в сложных словах

Соединительная гласная о правило

В сложных словах пишется:

  • соединительная гласнаяо, если основа слова оканчивается на твёрдый согласный звук (кроме ж, ш, ц):

          трубопровод, пароварка, златоглавый;

  • соединительная гласная е, если основа слова оканчивается на мягкий согласный звук, на шипящий ж, ш, щ, а также на ц или гласный:

           полевод пешеход, овощерезка, венценосный, чаепитие.

Примечание:      

Вместо соединительных гласных о и е в некоторых разрядах сложных слов пишутся гласные, совпадающие с падежными и другими окончаниями слов, основы которых содержатся в предшествующей части слова:

  • я – в словах с первыми частями себя (себялюбие, себялюбивый, но в себестоимость пишется буква е), время (времяпрепровождение, времяисчисление, времяизмерение), имя (имятворчество), семя (семядоля, семяочистительный) но  именослов, семеноводство;
  • а – в словах умалишённый, сумасшедший, в словах с первыми частями сорока, полутора, полутораста (сорокалетие,сорокачасовой (но ср. сороконожка, сорокоуст); полуторатонный, полуторагодовалый, полуторасталетний;
  •  и – в словах с первыми частями, содержащими основы числительных от пять до двадцать, тридцать, пятьдесят (пятилетка, шестидесятилетие), в части сложений с основой числительного три: (трилистник, триединый) но ср. треугольный, треножник и т. п.); в словах с первыми частями, совпадающими с формами повелительного наклонения глагола (сорвиголова, вертихвостка).

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-

Буквы Ы и И после приставок

Слитное и раздельное написание приставок ПОЛ-/ПОЛУ-

Правописание приставок раз-, ро́з- (рас-, ро́с-)

Гласные О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных и прилагательных

Слова с чередованием гласных букв в корне

Орфография

Правило встречается в следующих упражнениях:

3 класс

Упражнение 126, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 127, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 128, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 1, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 2, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 4, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 5, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

4 класс

Упражнение 193, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 294, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 116, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 118, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 221, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 229, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение п. 35 стр. 122-125, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Практикум стр. 16, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Практикум стр. 102, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 487, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Практикум стр. 122, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 216, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 217, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 233, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 316, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 338, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 372, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 373, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 379, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 402, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 14, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение 98, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 205, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 503, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 434, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 521, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 590, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 167, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 185, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 193, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 208, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 47, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 68, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 258, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 283, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 330, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 415, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

© budu5.com, 2021

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Правописание сложных слов с соединительными гласными

Соединительная гласная о правило

Соединительные О и Е в сложных словах — тема простая. И здесь достаточно понять принцип. Образуется новое понятие из двух не связанных между собой слов. Два понятия — это два корня. Соединяет их гласная (морфема) О или Е.

Однако не следует путать сочетание основ с другими приемами словообразования, которые более сложные и запутанные. Существует 4 основных способа словообразования в русском языке. Их нужно уметь различать.

  • приставочный способ;
  • суффиксация;
  • соединение полных основ;
  • приставочно-суффиксальный способ.

В 5 классе рассматриваются все эти виды словообразования. И соединение основ — это самый простой способ. С него всегда и начинается изучение темы.

Корни существительного просто складываются. Буквы О или Е в этих случаях не несут смысловой нагрузки. Они только добавляют звук. Иначе слово неудобно читать и произносить. Такое выражение на письме будет выделяться своим неорганичным видом, а в речи мешает восприятию информации.

Соединительные гласные О и Е

Называются сложными те слова, которые состоят из 2 корней. Соединительные морфемы позволяют создать из двух отдельных слов одно. Причем звучит новообразованное существительное при этом более гармонично.

Примеры сложных существительных:

Это те существительные, которые часто употребляются в речи. Каждое из них имеет две полноценные основы: водопад — -вод и -пад; короед — -кор и ед.

Понятие «пешеход» заменяет длинное словосочетание — пеший ход. В речи можно образовать новые конструкции. Сочетание основ не имеет границ. Совершение словообразования — это сложная тема. И здесь нужно упомянуть, что есть множество исключений из правил. Следует запомнить — агротехника, экстракласс, постскриптум пишутся без соединительной гласной.

Когда пишем О, а когда Е

Сложение полных основ с помощью соединительных гласных происходит согласно одному правилу. После мягких согласных пишется Е, а после твердых — О. После твердых звуков Ж, Ш, Ц писать необходимо Е — птицелов.

Подберем иные простые примеры:

  • Слово «грязелечение» состоит из двух основ — грязь и лечение. Звук З здесь мягкий. Поэтому использована морфема Е.
  • Лесостепь — в этом слове пишется О. Со слова лесостепь можно образовать прилагательное — лесостепной, и в нем также используется морфема О. Так как звук «с» глухой, твердый.

Выбор морфемы зависит именно от звучания стоящей впереди буквы. И в одних случаях может писаться Е, тогда как в других — О. Совершение слияния основ должно происходить гармонично, не нарушая общей динамики и благозвучности речи.

Если имеется два корня, и сложное существительное не является исключением, то используется одна из соединительных гласных.

Но бывает, что понятие только на первый взгляд состоит из двух корней. Иногда О является не вставным соединительным элементом, а частью иностранной приставки. Тогда это правило, естественно, выполняться не будет. Примеры таких приставок — авто-, психо-, аудио-, мото-, стерео-. Их много. Слова с этими приставками пишутся слитно. Без исключений.

Реже встречаются сложные слова, имеющие в своем составе 3 основы. Например: автомотоклуб, библиотековедение, хронобиология, вертолетостроение. Соединительные гласные в сложных словах с тремя основами пишутся по тем же правилам.

Встречаются существительные с двумя или тремя корнями, которые соединены без всякой гласной. Например, ветсанэкспертиза. Это нужно запомнить.

Чтобы точно знать, какие корни используются, школьнику можно заглядывать в орфографический словарь. Ведь его лексический запас еще мал.

Тренировка правописания

Чтобы выучить урок, касающийся слов с соединительной гласной, примеры можно взять в любой книге или стихотворении. В первых трех абзацах любого учебника хороший ученик быстро найдёт предложения со сложными существительными или прилагательными и сможет объяснить их правописание.

Однако работа по изучению этой темы будет еще более эффективной после выполнения упражнений по самостоятельному сложению простых слов в сложные.

Желательно выполнить такие упражнения:

  • птица и фабрика — птицефабрика;
  • нефть и провод — нефтепровод;
  • мысль и форма — мыслеформа;
  • пар и ход — пароход;
  • солнце и стояние — солнцестояние.

Двухкорневую основу могут иметь как существительные, так и прилагательные. Такими прилагательными являются: солнцеликий, светлоглазый, слабохарактерный.

Произвести прилагательное просто — нужно только поменять окончание. Например, берем существительное «трудолюбие». Производим из него прилагательное. Какой человек — трудолюбивый. Чем больше основ входит, тем сложнее определить правописание.

Но если запомнить написание слова вибростойкий, к примеру, то и более сложное — ударовибростойкий — уже не пугает. Здесь ведь все то же самое, только добавлена еще одна основа.

Проверка основ

Для облегчения понимания сложения основ учителя помогают учащимся освоить разбор сложного слова. Они учат находить буквы между 2 основами и анализировать причины — почему стоит О, а не Е, или наоборот.

К сложному существительному иногда ставят приставки. При разборе такого сложносочинённого слова желательно подбирать проверочные слова. Подбирая однокоренные слова, определяют, сколько корней в слове и какие они. Тогда ясно — где первый корень, второй; где окончание и приставка.

https://www.youtube.com/watch?v=TvRWqHhledwu0026t=16s

Разбирая слово, необходимо выделить все основы, затем найти соединительную морфему. И только потом иные словообразующие компоненты — префиксы, суффиксы и другое. Соединительная гласная будет обозначаться квадратом при разборе.

Исключения из правил

Чтобы охарактеризовать личность, предмет или явление, всегда можно подыскать правильное сложное понятие в лексике. При этом используется либо слитное написание (с использованием морфем или без), либо дефисное.

Дефисное написание используется при таком приеме, как повторение основ. Морфемы О и Е уже понятно, как использовать. Но бывают случаи, когда правильно оценить написание сложно. В языке есть множество исключений.

Вот несколько таких примеров.

Есть в русском лексиконе несколько исключений, которые пишутся без использования указанных морфем.

  • летоисчисление;
  • времяпрепровождение;
  • семядоля;
  • себялюбие и другие.

Так как первый корень не сокращается, а в нем остается его собственная гласная, то дополнительная морфема не пишется. Все производные прилагательные из перечисленных существительных также будут иметь такое же написание.

Существительные «вертихвостка» и «сорвиголова» пишутся только с буквой И. Разбираем почему. Сорвиголова образуют два понятия — голова — существительное, а сорви — это глагол. Глагольная часть остается без изменений. Присоединяем вторую основу и более ничего не пишем.

Также в прилагательном «умалишенный» никаких дополнительных согласных нет. Поставить звук О или Е даже не получится. Там уже есть гласная а, и дополнительных букв не надо, это неправильно. Иначе слово неудобно даже произносить.

Если имеется приставка квази- или контр-, то все существительные с такими приставками пишутся слитно и без О или Е.

  • контр-адмирал;
  • контрразведка;
  • квазиэксперимент.

Мы не можем вписать дополнительный звук, это неверно. Контр — это не отдельный корень, а приставка. Поэтому учитель такие ошибки должен править.

Другое важное исключение. Те слова с двумя основами, в которых первым компонентом является числительное, пишутся слитно и без морфем: трехдневный, пятичасовый.

Суффикс -икация

При написании сложных имен существительных с иностранными приставками или суффиксами в русском языке необходимо пользоваться несколько иным правилом.

Важно знать, что существительные с суффиксом -икация хоть и являются сложными словами, но образованы суффиксальным способом. И, соответственно, правило на них не распространяется. Следует запомнить: спецификация, классификация, интенсификация — все понятия иностранного происхождения, и после буквы Ф всегда будет писаться И, а не Е.

Источник статьи: http://nauka.club/russkiy-yazyk/soedinitelny%D0%B5-glasny%D0%B5.html

2.8. Сложные слова. Соединительные гласные и суффиксы в сложных словах. Правописание гласных в сложных словах

1. Как отмечалось (см. п. 2.2), в русском языке есть достаточно большое число сложных слов, то есть слов с несколькими (обычно двумя) корнями.

Голуб о глаз ый, тепл о люб ивый, бел о- красн о- голуб ой.

В сложных словах корни могут соединяться с помощью специальных морфем – соединительных гласных. Традиционно считается, что соединительных гласных в русском языке две – о и е .

Пар о ход, тысяч е летие, бел о лицый, син е глазый.

2. В то же время в качестве соединительных частей сложных слов могут использоваться другие элементы. Некоторые из них иногда приравнивают к соединительным гласным. Но в школьной традиции их обычно относят к суффиксам.

К таким суффиксам относятся, например, следующие:

суффиксы -о- и -е- в сложных словах, образованных из сочетания «наречие + прилагательное»;

Мал о симпатичный, вечн о зелёный.

суффиксы -и-, -ух-, -у- в сложных словах с первой частью – формой числительного в родительном падеже. Хотя эти суффиксы совпадают по форме с окончаниями числительных: пят и дней, дв ух дней, однако это не окончания, а суффиксы (!);

Пят и этажный, дв ух дневный, дв у стволка.

а) путём сращения группы слов в одно слово;

Cум а сшедший, ум а лишённый.

б) с использованием первой части – начальной формы слова;

Врем я препровождение, сем я почка.

суффикс -и- в сложных словах с первой частью – формой глагола в повелительном наклонении;

Верт и головка, верт и хвостка, держ и морда, перекат и -поле;

суффиксы -а-, -я- в сложных словах, обозначающих оттенок цвета, в первой части которых есть приставка из- / ис- .

Ис син я -чёрный, из желт а -зелёный.

3. В ряде случаев конечная гласная первой части сложного слова (обычно это иноязычный элемент) входит в состав корня.

Ави а база, кин о фильм, авт о база, мот о гонки.

4. Правописание гласной в середине сложных слов зависит от того, каким элементом является эта гласная (соединительная гласная, суффикс, часть корня) и каким образом образовано сложное слово.

Правописание соединительных гласных подчиняется следующему правилу:

-о- пишется после твёрдых согласных (кроме ж, ш, ц ), -е- пишется после мягких согласных и ж, ш, ц .

Вод о ворот, син е глазый, свеж е выбритый.

2) В некоторых сложных словах после основы на мягкий согласный используется соединительная гласная -о- :

  • зверь – звер о лов, звер о бой, звер о подобный;
  • власть – власт о любие;
  • честь – чест о любие;
  • шерсть – шерст о ткацкий;
  • плоть – плот о ядный;
  • басня – басн о писец;
  • кровь – кров о подтёк.

В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в начальной форме.

Врем я исчисление, врем я препровождение, сем я доля, сем я ножка, сем я почка.

Но в других случаях с первой частью – тем же корнем – используется соединительная гласная (в сочетании с суффиксом -ен- ).

Ср.: семен о хранилище, семен о водство.

Сохраняются конечные гласные корня в сложных словах с первой иноязычной частью:

о и е : авто- (авт о база), агро- (агр о химия), био- (би о стимулятор), гео- (ге о политика), гидро- (гидр о узел), зоо- (зо о техник), кино- (кин о альманах), макро- (макр о элемент), метео- (мете о сводка), мото- (мот о спорт), радио- (ради о механика), теле- (тел е очерк), фото- (фот о ателье), электро- (электр о мотор).
Исключение: кин е скоп;

а : авиа- (ави а почта, ави а линия);

и : квази- (кваз и научный), мульти- (мульт и миллионер), поли- (пол и витамины), мини- (мин и -платье).

В некоторых словах (центр и фуга, агр и культура, электр и фикация, электр и фицировать, электр и фицированный, газ и фикация, газ и фицировать, газ и фицированный) произносится гласный [и] и пишется гласная буква и . В сложных словах с этими корнями используется соединительная гласная -о- .

Ср.: центр о бежный, агр о школа, электр о бритва, газ о обмен.

Сохраняются гласные а, я бывшего падежного окончания в сложных словах, возникших из словосочетаний:

ум а лишённый, сум а сшедший, себ я любие, себ я любец.

В сложных словах, в первой части которых выступают числительные, используется форма родительного падежа с гласными и, а .

Пят и кратный, пят и этажный, сем и летка, сорок а дневный, полутор а процентный.

Исключения:

сложные слова с первой частью – числительными один, девяносто, сто, тысяча – имеют соединительные гласные -о- или -е- .

Одн о дневный, девян о столетие, ст о летие, тысяч е летие.

некоторые сложные слова с первой частью сорок имеют соединительную гласную -о- ;

Сорок о ножка, сорок о уст.

некоторые слова с первой частью три имеют соединительную гласную -е- .

Тр е нога, тр е угольник, тр е угольный, тр е уголка.

Используются суффиксы -а-, -я- в сложных словах, обозначающих оттенок цвета, в первой части которых есть приставка из- / ис- .

Ис син я -чёрный, из желт а -зелёный.

Источник статьи: http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/651-28_slozhnye_slov

Соединительные гласные – правила и примеры образования сложных слов

Соединительная гласная о правило

Соединительные О и Е в сложных словах — тема простая. И здесь достаточно понять принцип. Образуется новое понятие из двух не связанных между собой слов. Два понятия — это два корня. Соединяет их гласная (морфема) О или Е.

Однако не следует путать сочетание основ с другими приемами словообразования, которые более сложные и запутанные. Существует 4 основных способа словообразования в русском языке. Их нужно уметь различать.

  • приставочный способ;
  • суффиксация;
  • соединение полных основ;
  • приставочно-суффиксальный способ.

В 5 классе рассматриваются все эти виды словообразования. И соединение основ — это самый простой способ. С него всегда и начинается изучение темы.

Корни существительного просто складываются. Буквы О или Е в этих случаях не несут смысловой нагрузки. Они только добавляют звук. Иначе слово неудобно читать и произносить. Такое выражение на письме будет выделяться своим неорганичным видом, а в речи мешает восприятию информации.

Будь в законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: