Пример индукции в экономике

Индукция и дедукция. Анализ и синтез

Пример индукции в экономике

Индукция и дедукция – это два противоположных метода рассуждения. Они не исключают друг друга и обычно используются для оценки определённых выводов.

Оба подхода имеют различия, но важно понимать, что при использовании и того, и другого можно получить ложное суждение, особенно в случае, если исходные предпосылки аргументации неверны.

Получение логически правильных выводов возможно при применении обоих способов одновременно. 

Индукция

Характерной особенностью этого способа является то, что знания, которые получены при помощи индуктивного способа, всегда носят, скорее, вероятностный характер, нежели заведомо истинный.

Определение 1

Индукция – свод правил, которые дают возможность совершить переход от частного к общему, от знания отдельных фактов к знанию закона, который лежит в основе этих фактов.

Дедукция

Индуктивному методу исследования противоположен дедуктивный как метод получения единичного знания из общего.

Определение 2

Дедукция – это переход от посылок к заключению, который опирается на логический закон, а поэтому он следует из принятых посылок с логической необходимостью.

Характерной особенностью дедуктивного способа является то, что от истинных посылок она всегда ведёт только к истинному заключению. Других вариантов быть не может.

Пример 1

Дедуктивный метод знаком многим из произведений Конана Дойла Шерлока Холмса. Именно этот литературный персонаж регулярно говорил о методе дедукции, хотя по своей сути он наоборот должен был называться индуктивным, ведь герой романов Конана Дойла всегда шёл в своих расследованиях от наблюдений к восстановлению общей картины преступления.

В научной среде метод дедукции выглядит как процесс выведения из исходных основных законов и гипотез по тем или иным правилам знаний, которые являются производными. Это способ даёт возможность путём нехитрых логический умозаключений, получить следствия в большом количестве, из относительно немногочисленных основных положений теории.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Учёные и мыслители XVII–XVII вв. занимались противопоставлением этих методов, но тот период давно прошёл и сегодня эти оба метода действуют в совокупности куда более эффективно, нежели по отдельности.

Индуктивный метод может дать знания только вероятностные, в естественных науках, и то это будут знания несовершенной формы. Однако он достаточно эффективен для исследования научного познания, связанного с возникновением нового знания.

Метод дедукции, в свою очередь, даёт возможность обратить внимание на содержание теории и сделать истинные выводы.

Анализ и синтез

Анализ и синтез чаще всего проводят в совокупности, поскольку это приводит к более глубокому познанию и более широкому раскрытию действительности.

Определение 3

Анализ – это мыслительный процесс, посредством которого происходит разделение сложного объекта на отдельные части, из которых он состоит, или характерные особенности, которые в последствии сравниваются.

Определение 4

Синтез – это процесс, противоположный анализу, т.е. процесс, который служит для воссоздания целого из аналитически заданных частиц.

Наблюдение. Эксперимент. Измерение

Научное познание кроме общелогических методов представлено и другими способами познания, а именно эмпирическим и теоретическим методами. Эмпирические методы это:

  • Наблюдение. Представляет собой восприятие, целенаправленно организованное на предметы и явления окружающего мира.
  • Эксперимент. Вид специфической практической деятельности, которая способствует изменению объекта, для того, чтобы открылась возможность получить определённую информацию о свойствах и связях, которые присущи ему.
  • Измерение. Познавательный процесс, посредством которого устанавливаются отношения данной величины к другой однородной величине, которая установлена как единица измерения.

Наблюдение играет важнейшую роль в науке и познании. Она заключается в том, чтобы обеспечивать науку эмпирической информацией. В свою очередь, данная информация необходима для возможности поставить новые задачи и проблемы, а также выдвинуть новые гипотезы. Кроме того, в последствие их необходимо проверить.

Процессы измерения для науки, безусловно, важны, однако несколько утрированное мнение на этот счёт высказал английский физик У. Томсон.

Замечание

У. Томсон писал: “Если вы знаете, как измерить объект, значит, вы кое-что о нём знаете; если вы не знаете, как его измерить, значит, вы ничего о нём не знаете”.

В свою очередь, основная задача в научном познании, которая решается посредством эксперимента – это проверка положений теории и гипотез.

Мыслительный эксперимент. Аксиоматизация. Гипотетико-дедуктивный, генетически-конструктивный и системный методы

Кроме того, к методам исследования и познания в науке причисляют ещё и мыслительный эксперимент, аксиоматизацию, гипотетико-дедуктивный метод, генетически-конструктивный метод, системный метод и т.п.

Определение 5

Мыслительный эксперимент – это определённая теоретическая процедура, в основе которой лежит получение нового или проверка имеющегося знания, посредством конструирования идеализированных объектов и манипулирования ими в ситуациях искусственно созданных специально для этих целей.

Пример 2

Г. Галилей смог сформулировать закон инерции на основе именно мыслительного эксперимента. Он сделал вывод, что идеально гладкий шар может катиться по идеально гладкой поверхности, при условии, что силы трения между шаром и поверхностью будут полностью отсутствовать.

Самое широкое применение метод мыслительного эксперимента получил именно в физике. В науке, в которой нет ни одной дисциплины, где этот метод не применяется.

В основе аксиоматического метода построения теории лежит синтезирование основных понятий и аксиом, при этом при помощи дедуктивного метода из них фиксируются правила, по которым, в свою очередь, выводятся все остальные положения системы.

Определение 6

Гипотетико-дедуктивный метод – один из основных методов для построения естественно-научных теорий. Говоря о схемах, которые действуют в теории гипотетико-дедуктивного метода, можно выделить постановку определённых гипотез и выделение из них при помощи дедукции конкретных следствий.

Далее необходимо проверить эти следствия на части целого экспериментального материала, и только после проделанных манипуляций сопоставить результаты и исходные данные.

Историко-генетический метод исследования присущ естественным наукам, таким как биология, антропология, космология, геология и пр. В этих науках в основе исследования лежат сложные развивающиеся объекты. С помощью историко-генетического подхода они раскрывают свои главные закономерности развития.

Определение 7

Генетический метод исследования – это способ познания мира и окружающей среды, в основе которого лежит анализ развития природы и социальных явлений.

задача такого познания заключается в установлении связей между изучаемых явлений во времени и исследование переходов от низших форм к высшим.

Однако, несмотря на то, что генетический способ является важнейшим элементом исследования появления и эволюции объекта, при помощи его невозможно раскрыть всю сложность процесса развития.

Современные учёные не используют генетический способ обособленно, а чаще всего делают это вместе с методом системного анализа и сравнительно-историческим методом.

В завершении всего вышесказанного следует отметить, что научный метод – это не просто набор последовательных действий, а скорее способ установления истины. Именно поэтому в научных исследованиях средства деятельности, метода формирования и развития научного знания должны быть под пристальным контролем исследователя.

Методы экономики

Пример индукции в экономике

Слово «метод» происходит от греческого слова «methodos», т.е. «путь к какой-то цели», означающий способы познания, совокупность приемов и инструментов для изучения природных и общественных явлений. Любая наука имеет свой метод, неразрывно связанный с ее предметом.

Ведь метод способствует более глубокому и точному постижению предмета науки. Он самостоятельно рождается и развивается, совершенствуясь в процессе получения все новых знаний.

В некоторой степени, можно сказать, что предмет сам строит метод и, напротив, метод, который используется при исследовании, все более четче определяет содержание и границы самого предмета.

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания, т.е. таких приемов, которые используют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими из них для сферы экономики являются следующие:

Метод наблюдения

Эмпирическая функция экономической науки предполагает наблюдение (т.е.

преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде) и сбор фактов, происходящих в действительности.

Именно благодаря этому можно, скажем, проследить, как изменились товарные цены за тот или иной период, как возросли объемы производства, торговли и прибылей предприятий.

Сбор, анализ и подготовка готовых решений, используемых в экономике, основывается на статистической обработке информации с помощью специальных эконометрических моделей. Они позволяют систематизировать объем информации, сделать фильтрацию случайных событий и выдать исследователю вероятностный исход событий.

Эксперимент

В отличие от наблюдения, эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Например, чтобы проверить эффективность новой системы оплаты труда, проводят ее пробные испытания в рамках той или иной группы работников.

Моделирование

Моделирование предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу – модели (от лат. modulus – мера, образец), которая замещает сам объект исследования.

Особенно эффективно моделирование на основе современной вычислительной техники, позволяющее, скажем, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей того или иного предприятия, города, региона, страны с их партнерами.

Экономическое моделирование — это процесс воссоздания признаков конкретного экономического объекта на условиях другого объекта, который специально создан для познания этих признаков. Формируемый в результате объект называют экономической моделью.

Метод научных абстракций

Метод научных абстракций, или абстрагирование, – это особый мыслительный прием, позволяющий формулировать те или иные отвлеченные понятия – так называемые абстракции, или категории (цена, деньги, рынок, дешевый и др.).

Например, понятие товара – как его определить? Если вы попытаетесь сделать это, отталкиваясь от магазинных прилавков, ничего не получится.

Каких только вещей нет в тамошнем «разнотоварье» – больших и малых, съедобных и несъедобных, жидких и сыпучих… Как привести все это к «общетоварному знаменателю»? Как ухитриться объединить, условно говоря, круглое и зеленое?

Только с помощью абстрагирования, т.е. отвлечения от конкретных, но второстепенных в данном случае свойств этих вещей (размеров, веса, формы, цвета и пр.). Выполнив это, мы одновременно зафиксируем объединяющие их признаки, а именно: то, что все они являются продуктами труда, которые предназначены для продажи. Это и есть ответ на вопрос, что такое товар.

Люди в своей повседневности используют великое множество разнообразных абстракций (отвлеченных понятий) на каждом шагу, даже не задумываясь об этом: земля, частная собственность, закон, труд, достаток, лень, бедность, семья, любовь, дети, честность, совесть, молодость – все это живые примеры абстракций.

Системный подход

Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования.

Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов.

Важность комплексного подхода обусловлена тем, что вся экономика по существу состоит из множества больших и малых систем (народное хозяйство – из о́траслей, отрасли – из предприятий, предприятия – из цехов, стоимость товара – из элементов затрат, рынок – из многих се́кторов, ниш, участников и т.д.).

С методом анализа и синтеза логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику (от греч. micros – малый и macros – большой), которые предполагают два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем.

Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает такие обособленные экономические единицы, как отрасль, предприятие, домашнее хозяйство (домохозяйство); и отдельные рынки (например, рынок зерна); производство, сбыт или цену конкретного продукта и т.п. Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа.

В отличие от этого макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты (от лат. aggregatus – присоединенный), т.е. совокупности экономических единиц.

К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупные подразделения последнего – государственный сектор, домохозяйства (взятые в совокупности), частный сектор и пр.

Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, оперирует обобщающими, или агрегатными, показателями типа: валовой объем продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того, в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение общих понятий – стоимость, рынок, бюджет, налоги и т.д.

Образно говоря, если микроэкономика изучает разрозненные деревья, то макроэкономика – образовавшийся из них лес. В то же время деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Они тесно взаимосвязаны.

Многие проблемы вторгаются в обе сферы, хотя и на разных уровнях обобщения.

Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика.

Индукция и дедукция

Индукция и дедукция являют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – это индукция (от лат. inductio – наведение), или обобщение.

Оно позволяет нам, по выражению Достоевского, «собрать свои мысли в точку». А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (от лат. deductio – выведение).

Следовательно, смысл индукции и дедукции вытекает из самой этимологии этих слов. Так факты увеличения цен на молоко, хлеб, овощи и пр. наводят на мысль о росте дороговизны в стране (индукция).

Из общего же положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому продукту (дедукция).

Индукция — это метод познания, который базируется на умозаключениях от частного к общему. Так, полезность для отдельного потребителя каждого последующего вида покупаемого им того же блага уменьшается. Поэтому можно сделать вывод о том, что все потребители этого товара будут готовы приобретать данный товар только в случае снижения его цены.

Дедукция — метод познания, который предполагает умозаключения от общего к частному. Пример, общее заключение: у всех военных отличная заметная осанка.

Поэтому, увидев человека на улице с такой осанкой, несмотря на то, что он одет в гражданскую одежду, можно сделать вывод, что он имеет отношение к военным.

Кстати, именно так знаменитый сыщик Шерлок Холмс угадал бывшую профессию военного врача доктора Ватсона.

Исторический и логический методы

Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяют в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождают логическими обобщениями, т.е. оценкой этих процессов в целом и общими выводами.

Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в XX веке в разных обществах – это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повсеместной утрате стимулов к труду, а товарных дефицитах и пр.) – подход логический.

Графический метод

Наконец, весьма широкое применение в экономических науках имеет графический метод (от греч. grapho – пишу, черчу, рисую). Он отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

Яркими примерами графических решений в экономике являются большие и малые циклы Кондратьева, благодаря которым можно достаточно точно предсказать, когда будет следующий экономический кризис.

Примеры индукции и дедукции в экономике и других науках

Пример индукции в экономике

Индукция и дедукция – это взаимосвязанные, дополняющие друг друга методы умозаключения. Происходит целая логическая операция, в которой из суждений на основаниях нескольких выводов рождается новое утверждение. Цель этих методов – вывести новую истину из уже ранее существовавших. Выясним, что это, и приведем примеры дедукции и индукции. Статья подробно ответит на данные вопросы.

Сфера экономики

Дедукция и индукция в экономике являются методами исследования наравне с такими, как наблюдение, эксперимент, моделирование, метод научных абстракций, анализ и синтез, системный подход, исторический и географический метод.

При использовании индуктивного способа исследование берет начало с наблюдения за экономическими явлениями, накапливаются факты, затем на их основе делается обобщение. При применении дедуктивного метода формулируется экономическая теория, потом на основании ее проверяются предполагаемые гипотезы.

То есть от теории к фактам, исследование идет от общего к частному.

Приведем примеры дедукции и индукции в экономике. Увеличение стоимости хлеба, мяса, круп и других товаров заставляют нас сделать вывод о подъеме дороговизны в нашей стране. Это индукция. Извещение о повышении стоимости жизни дает думать, что увеличатся цены на газ, свет, другие коммунальные услуги и товары народного потребления. Это дедукция.

Сфера психологии

Впервые рассматриваемые нами явления в психологии упомянул в своих произведениях английский мыслитель Томас Гоббс. Его заслугой стало объединение рационального и эмпирического познания. Гоббс настаивал на том, что истина возможна только одна, достигнутая с помощью опыта и разума. По его мнению, познание начинается с чувственности как первого шага к обобщению.

Общие свойства явлений устанавливаются при помощи индукции. Зная действия, можно выяснить причину. После выяснения всех причин нужен противоположный путь, дедукция, которая дает возможность познать новые различные действия и явления.

Примеры индукции и дедукции в психологии по Гоббсу показывают, что это взаимозаменяемые, переходящие друг из друга этапы одного познавательного процесса.

Сфера логики

Два вида логического мышления нам знакомы благодаря такому персонажу, как Шерлок Холмс. Артур Конан Дойль обнародовал дедуктивный метод на весь мир.

Шерлок начинал наблюдение с общей картины преступления и вел к частному, то есть изучал каждого подозреваемого, каждую деталь, мотивы и физические возможности, и с помощью логических умозаключений вычислял преступника, аргументируя железными доказательствами.

Дедукция и индукция в логике проста, мы, не замечая, используем ее каждый день в обыденной жизни. Зачастую мы реагируем быстро, мгновенно делая ошибочный вывод. Дедукция – более длительное мышление. Чтобы его развить, нужно постоянно давать нагрузку своему мозгу.

Для этого можно решать задачи из любой сферы, математические, из физики, геометрии, даже головоломки и кроссворды помогут развитию мышления. Неоценимую помощь окажут книги, справочники, фильмы, путешествия – все, что расширяет кругозор в разных сферах деятельности. Прийти к правильному логическому умозаключению поможет наблюдательность.

Каждая, даже самая незначительная, деталь может стать частью одной большой картины.

Приведем пример дедукции и индукции в логике. Вы видите женщину около 40 лет, в руке дамская сумка с не застегивающейся молнией от большого количества тетрадей в ней. Одета скромно, без излишеств и вычурных деталей, на руке тонкие часы и белый след от мела. Вы сделаете вывод, что, скорее всего, она работает учителем.

Сфера педагогики

Метод индукции и дедукции часто применяется и в школьном образовании. Методическую литературу для учителей выстраивают по индуктивному виду. Этот тип мышления широко применим для изучения технических устройств и решения практических задач.

А с помощью дедуктивного метода легче описывать большое количество фактов, объясняя их общие принципы или свойства. Примеры дедукции и индукции в педагогике можно наблюдать на любых уроках.

Часто в физике или математике учитель дает формулу, а далее в ходе урока учащиеся решают задачи, подходящие под этот случай.

В любой сфере деятельности всегда пригодятся методы индукции и дедукции. И совсем не обязательно для этого быть супер-сыщиком или гением в научных областях. Давайте нагрузку для своего мышления, развивайте мозг, тренируйте память, и в дальнейшем сложные задачи будут решаться на инстинктивном уровне.

Индукция и дедукция в экономике и других науках

Пример индукции в экономике

Индукция и дедукция – это взаимосвязанные, дополняющие друг друга методы умозаключения. Происходит целая логическая операция, в которой из суждений на основаниях нескольких выводов рождается новое утверждение. Цель этих методов – вывести новую истину из уже ранее существовавших. Выясним, что это, и приведем примеры дедукции и индукции. Статья подробно ответит на данные вопросы.

Функции экономической теории

Пример индукции в экономике

Роль теоретической экономики в обществеопределяется тем, какие функции онавыполняет.

  1. Познавательная– описание и объяснение экономических процессов и поведения хозяйствующих субъектов;

  2. Методологическая– выступает основой для целого комплекса конкретных экономических наук: отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства, непроизводственной сферы); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент); историко-экономических;

  3. Практическая, прикладная – как научное руководство и ориентир для экономической политики и принятия решений – позволяет сделать выбор при проведении государственной политики;

  4. Прогностическая– делает возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития, что имеет важное значение для предпринимательства, так как понимание макроэкономических тенденций, овладение методологией микроэкономического анализа важны для принятия оптимальных хозяйственных решений.

Методы экономической теории

Слово «метод» (от греческого methodos –«путь к какой-либо цели») означаетспособы познания, инструменты,совокупность приемов исследованияявлений природы и общественной жизни.

Каждая наука имеет свой метод, особенностикоторого неразрывно связаны с еепредметом. Метод науки призван обеспечитьвсе более глубокое постижение предмета,он сам рождается и совершенствуется входе получения новых знаний, в известнойстепени предмет сам формирует метод и,наоборот, используемый метод исследованияпозволяет все более четко определятьграницы и содержание самого предмета.

Научная разработка метода теоретическойэкономики восходит к трудам древнегреческогоученого Аристотеля (384-322 до н. э.). Онвпервые сформулировал основные принципыпознания экономической и других формобщественной жизни с помощью логики –науки о законах и формах мышления.

Разработанные Аристотелем приемыпознания, такие как анализ, синтез,индукция, дедукция, аналогия и другиешироко используются до сих пор прианализе экономических явлений ипроцессов.

Конечно же, в ходе развитияи усложнения предмета экономическойтеории совершенствовались приемы иметоды его познания, способы проверкиистинности результатов, получаемых входе научного анализа.

1.

Общим методом, используемым нетолько в экономических исследованиях,являетсяметод научной абстракции,при которомисследователь отвлекается,освобождается от второстепенных,частных, случайных аспектов явлений ипроцессов и концентрируется на выяснениитого, что является существенным иповторяющимся.В процессеабстрагирования формируются научныепонятия, объясняющие реальную экономическуюдействительность, те или иные стороныэкономических процессов.

2. Индукция и дедукция

Индукция– метод познания,базирующийся на умозаключениях отчастного к общему. При этом собираютсяи обрабатываются факты, выявляетсяналичие взаимосвязей и их характер,выводятся общие положения, принципы.Это способ рассуждения, с помощьюкоторого приходят к общему умозаключениюна основе изучения отдельных, частныхслучаев.

Дедукция (в применении которой,как известно, был силен Шерлок Холмс) –метод познания, предполагающийумозаключения от общего (теоретическогоположения, гипотезы) к частному.

Именнос помощью дедукции делаются прогнозы.

Истинность или ложность выдвинутойгипотезы проверяется путем сопоставленияее с реальными фактами экономическойдействительности, выявления еесоответствия или несоответствия этимфактам.

Индукция и дедукция – не противостоящие,а взаимодополняющие методы исследованияв экономике.

3. Анализ и синтез. Выступают как двевзаимосвязанных стороны процессапознания.

Анализ– это такой метод познания,который предполагает разделение целогона отдельные составные части и изучениекаждой из этих частей. Примером можетслужить изучение закономерностейформирования рыночного спроса путемисследования различных определяющихего факторов – цен, доходов потребителей,их предпочтений и т. д.

Синтез– это метод познания,основанный на соединении отдельныхчастей явления, изученных в процессеанализа, в единое целое. Так, рыночныйспрос и его динамика могут быть правильнопоняты лишь при его рассмотрении какединства входящих в него и определяющихего компонентов – цен, доходов потребителейи т. д.

4. Экономико-математическое моделирование– описание и анализ экономическихпроцессов и явлений с помощьюэкономико-математических моделей.

Экономическая модель – это формализованноеописание и количественное измерениеэкономической системы (процесса,явления), структура которой определяетсяее объективными свойствами и целевымхарактером исследования.

Экономико-математическое моделированиеделает возможным реальное прогнозированиеэкономических процессов. Иной видмоделей – это графики, которые в нагляднойформе отображают зависимости междуэкономическими явлениями.

5. Графический метод, используемыйэкономистами, имеет одну особенность– независимая переменная (аргумент)обычно откладывается на оси ординат, азависимая (функция) – на оси абсцисс,что связано со сложившимися в экономическойнауке традициями.

Индукция

В переводе с латинского (индукцио) обозначает “наведение”. Индукция – это логический вывод общего из частных суждений. В отличие от дедукции ход рассуждений приводится к вероятному умозаключению, все потому, что происходит обобщение нескольких оснований, и зачастую делаются поспешные выводы.

Например, золото, как и медь, серебро, свинец – твердое вещество. Значит, все металлы – твердые тела. Заключение не верно, так как вывод был поспешным, ведь есть металл, такой как ртуть, а она является жидкостью. Пример дедукции и индукции: в первом случае умозаключение получилось истинным.

А во втором – вероятным.

Сфера психологии

Впервые рассматриваемые нами явления в психологии упомянул в своих произведениях английский мыслитель Томас Гоббс. Его заслугой стало объединение рационального и эмпирического познания. Гоббс настаивал на том, что истина возможна только одна, достигнутая с помощью опыта и разума. По его мнению, познание начинается с чувственности как первого шага к обобщению.

Общие свойства явлений устанавливаются при помощи индукции. Зная действия, можно выяснить причину. После выяснения всех причин нужен противоположный путь, дедукция, которая дает возможность познать новые различные действия и явления.

Примеры индукции и дедукции в психологии по Гоббсу показывают, что это взаимозаменяемые, переходящие друг из друга этапы одного познавательного процесса.

Сфера педагогики

Метод индукции и дедукции часто применяется и в школьном образовании. Методическую литературу для учителей выстраивают по индуктивному виду. Этот тип мышления широко применим для изучения технических устройств и решения практических задач.

А с помощью дедуктивного метода легче описывать большое количество фактов, объясняя их общие принципы или свойства. Примеры дедукции и индукции в педагогике можно наблюдать на любых уроках.

Часто в физике или математике учитель дает формулу, а далее в ходе урока учащиеся решают задачи, подходящие под этот случай.

В любой сфере деятельности всегда пригодятся методы индукции и дедукции. И совсем не обязательно для этого быть супер-сыщиком или гением в научных областях. Давайте нагрузку для своего мышления, развивайте мозг, тренируйте память, и в дальнейшем сложные задачи будут решаться на инстинктивном уровне.

Будь в законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: