Приказ о проведении инвентаризации отходов производства

Содержание
  1. Составление приказа о проведении инвентаризации, типовой образец
  2. Что такое инвентаризация
  3. Виды инвентаризации
  4. В каких случаях проводится
  5. Образец приказа о проведении инвентаризации
  6. Как сформировать комиссию
  7. Образец приказа о создании комиссии
  8. Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов
  9.      Приложение
  10. Приложение к Правилам
  11. Проводим инвентаризацию отходов производства
  12. Инвентаризация отходов производства: кто проводит и как часто?
  13. Издаем приказ о проведении инвентаризации отходов производства
  14. Проводим подготовительный этап
  15. Проводим инвентаризационное обследование
  16. Обобщаем сведения об инвентаризации
  17. Как делается инвентаризация отходов производства |
  18. Для чего нужна инвентаризация отходов производства?
  19. Что собой представляет инвентаризация источников образования отходов?
  20. Что такое инвентаризация объектов размещения отходов?
  21. Образец инструкции о порядке инвентаризации отходов
  22. Инвентаризация отходов производства и потребления на предприятии
  23. Что такое инвентаризации отходов на предприятии?
  24. Как провести инвентаризацию отходов на предприятии?
  25. Какие составляются документы при инвентаризации?
  26. Кто должен проводить инвентаризацию отходов?
  27. Проведение инвентаризации отходов производства и потребления

Составление приказа о проведении инвентаризации, типовой образец

Приказ о проведении инвентаризации отходов производства

Процесс инвентаризации подразумевает проверку наличия имущества и материальных ценностей предприятия для составления учетной документации работниками бухгалтерии.

Что такое инвентаризация

Закон федерального значения «О бухгалтерском учете», изданный под порядковым номером 402-ФЗ, выводит следующее определение термина «инвентаризация».

Это проверка материальных ценностей и основных средств предприятия, а также объектов имущества, их качественных характеристик, финансовых обязательств и других параметров на соответствие фактическим регистрационным данным бухгалтерского учета.

Алгоритм проведения описываемой процедуры регламентируется приказом Министерства финансов «Об инвентаризации», изданным под порядковым номером 49. Процесс выполняется в четыре этапа:

  1. Подготовительный. Руководитель обязан составить приказ о проведении инвентаризации и собрать инвентаризационную комиссию. На данном шаге определяют сроки проведения процедуры и перечень объектов, которые подлежат проверке.
  2. Второй этап – это непосредственно выполнение проверочных мероприятий.
  3. Далее производится анализ собранных результатов путем их сверки с бухгалтерской отчетностью.
  4. Заключительный шаг — формирование отчета об итогах, определение недостач и ошибок, объявление санкций в отношении ответственных лиц, признанных виновными в совершении нарушений.

Стандартные правила обязывают компании выполнять описываемый процесс проверки не реже, чем один раз в течение года.

Виды инвентаризации

В силу специфичности деятельности различных предприятий процесс инвентаризации делится на несколько видов. Классификация производится по нескольким признакам. Частота проведения:

  • согласно графику – действующее законодательство обязывает организации выполнять проверку имущества не реже чем один раз в календарный год, но не позднее, чем до первого ноября;
  • внеплановая инвентаризация – как можно понять из названия, отличие заключается во внезапности: в большинстве случаев причиной является инициация аудита контрольно-надзорными учреждениями.

Объекты аудита:

  • полный – процедура затрагивает все имущество, материальные ценности и обязательства;
  • частичный – проверке подвергаются объекты определенного типа.

Также разделение производится по способам осуществления аудита. Документальный – проверке подвергается исключительно документация, натуральный – процедура подразумевает проверку как документов, так и объектов.

В каких случаях проводится

Помимо планового ежегодного аудита, законодательство подразумевает следующий перечень случаев, которые в обязательном порядке требуют выполнения инвентаризации:

Процесс аудита может быть инициирован как руководителем предприятия посредством издания соответствующего приказа, так и контрольно-надзорными органами. Во втором случае организация заранее уведомляется о необходимости предоставления доступа к имуществу и документам для их проверки.

Образец приказа о проведении инвентаризации

Постановление Государственного комитета статистики России, изданное под номером 88, регламентирует унифицированный бланк приказа на осуществление инвентаризации. Он обозначается индексом ИНВ-22 (скачать бланк xls). Данная форма актуальна как для планового, так и для внепланового аудита.

Возможны ситуации, когда типовая форма по тем или иным причинам не подходит организации. В таком случае ей предоставляется право составления документа на самостоятельно разработанном бланке, регламентированным соответствующим внутренним нормативным актом предприятия. В итоговом варианте документа обязательно должны указываться следующие сведения:

  • полное наименование компании с указанием формы;
  • учетный порядковый номер приказа и дата его издания;
  • цель выполнения аудита;
  • перечень объектов, которые затронет приближающаяся проверка;
  • перечень подразделений, филиалов и представительств, которые затронет проверка (при их наличии);
  • сроки осуществления инвентаризации;
  • перечень работников, входящих в комиссию, а также Ф. И. О. и должность сотрудника, выбранного председателем;
  • собственноручная подпись руководителя или другого сотрудника, обладающего полномочиями на издание подобного рода документации.

На законодательном уровне отсутствуют требования включения в состав инвентаризационной комиссии исключительно работников организации. Предприятиям разрешается пользоваться услугами сторонних аудиторских компаний.

После официального утверждения приказа его реквизиты регистрируются в журнале учета и контроля документации в организации. Он может вестись по универсальной форме, издаваемой под индексом ИНВ-23 (скачать бланк pdf), или на разработанном в организации бланке.

Образец приказа о проведении инвентаризации:

Как сформировать комиссию

Комиссия на аудит утверждается посредством издания соответствующего приказа. В ее состав могут входить:

  • лица, занимающие руководящие должности в компании;
  • работники бухгалтерского отдела;
  • материально ответственные работники;
  • сотрудники сторонних аудиторских организаций.

Если на дату старта инвентаризации один из утвержденных членов комиссии не может приступить к выполнению возложенных обязанностей, например, по причине командировки или временной нетрудоспособности, то руководитель обязан издать документ, назначающий ему замену. С ним должны быть ознакомлены под подпись все остальные члены комиссии.

Образец приказа о создании комиссии

Образец приказа о создании инвентаризационной комиссии:

После выполнения основных проверочных мероприятий комиссия обязана подготовить и документально оформить отчеты о результатах аудита.

Все обнаруженные неточности, ошибки и нарушения требуется указать в специализированной ведомости учета.

Для ее ведения постановлением Государственного комитета статистики, изданным под номером 26, предусмотрена универсальная типовая форма. Она зафиксирована под номером ИНВ-26 (скачать xls).

В конечном счете, после обсуждения результатов и назначения мер ответственности в отношении виновных в нарушениях должностных лиц, руководитель обязан издать приказ об итогах аудита. Он составляется по свободной форме. Типовой образец документа:

Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов

Приказ о проведении инвентаризации отходов производства

(с изменениями на 9 декабря 2010 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минприроды России от 9 декабря 2010 года N 541 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 8, 21.02.2011).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Настоящий документ включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467.

– Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________

В целях реализации статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст.3009; 2001, N 1, ст.21; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.

1752; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 46, ст.5554; 2008, N 30, ст.3616; N 45, ст.5142; 2009, N 1, ст.17) и в соответствии с пунктом 5.2.

29 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 404 “О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст.2581; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 33, ст.4088; N 34, ст.4192; N 49, ст.5976; 2010, N 5, ст.538),

приказываю:

Утвердить прилагаемые Правила инвентаризации объектов размещения отходов.

МинистрЮ.П.Трутнев

     Зарегистрированов Министерстве юстицииРоссийской Федерации8 июня 2010 года,регистрационный N 17520

     Приложение

(с изменениями на 9 декабря 2010 года)

1. Правила инвентаризации объектов размещения отходов (далее – Правила) устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов (далее – объекты размещения отходов).

2. Правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы), для Росприроднадзора и для территориальных органов Росприроднадзора (пункт в редакции приказа Минприроды России от 9 декабря 2010 года N 541 – см. предыдущую редакцию).

3. Действие настоящих Правил не распространяется на:

объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;

объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;

специальные объекты размещения радиоактивных отходов;

скотомогильники.

4. Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.

5. Источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются:

проектная документация на строительство объектов размещения отходов;

данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов;

фондовые материалы;

иная документация.

6. По завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах, согласно приложению к настоящим Правилам.

Один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный объект размещения отходов.

Второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов (абзац в редакции приказа Минприроды России от 9 декабря 2010 года N 541 – см. предыдущую редакцию).

7. Информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора (абзац в редакции приказа Минприроды России от 9 декабря 2010 года N 541 – см. предыдущую редакцию):

для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов;

при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов;

в иных целях регулирования деятельности по обращению с отходами.

8. Росприроднадзор размещает на своем официальном сайте в сети Интернет для свободного и бесплатного доступа электронную версию характеристики объекта размещения отходов, указанной в пункте 6 настоящих Правил, и программное обеспечение для ее формирования (пункт в редакции приказа Минприроды России от 9 декабря 2010 года N 541 – см. предыдущую редакцию).

Приложение
к Правилам

     
 Экз. N ____

(наименование объекта размещения отходов)

_______________
      Заполняется отдельно на каждый ОРО.

N п/пНаименование строкистроки (код для машинной обработки)
123
1Учетный номер ОРОНомер, присваиваемый юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), эксплуатирующим ОРО
2Назначение ОРО“Хранение отходов” либо “захоронение отходов”
3Вид ОРОКод вида ОРО согласно таблице 1
4Место нахождения ОРОКод территории, на которой находится ОРО, согласно ОКАТОКод субъекта Российской Федерации согласно таблице 2Наименование ближайшего населенного пункта
5Правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен ОРОНаименованиеДатаНомер
6Проектная документация на строительство ОРОНаименование утвердившего органаДатаНомер
________________При отсутствии проектной документации на строительство ОРО в ячейках данной строки указываются нули.
7Заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию на строительство ОРОНаименование документа и наименование органа, утвердившего заключениеДатаНомер
_______________При отсутствии заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию на строительство ОРО в ячейках данной строки указываются нули.
8Ввод в эксплуатацию ОРОДата ввода ОРО в эксплуатацию
9Вместимость ОРО, м (т)Объем и (или) масса отходов, планируемых к размещению
10Размещено всего, м (т)Объем и (или) масса размещенных отходов
11Основные виды отходов, размещаемых на ОРОНаименования видов отходов и их коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов
12Площадь ОРО, мПлощадь, занимаемая ОРО
13Системы защиты окружающей среды на ОРОКод(ы) применяемой(ых) на ОРО системы (систем) защиты окружающей среды согласно таблице 3
14Виды мониторинга окружающей среды на ОРОКод(ы) применяемой(ых) на ОРО системы (систем) мониторинга окружающей среды согласно таблице 4
15Негативное воздействие ОРО на окружающую среду“Имеется” либо “отсутствует”
_______________Отсутствие негативного воздействия ОРО на окружающую среду обеспечивается наличием на ОРО систем защиты окружающей среды и данными мониторинга окружающей среды, подтверждающими соблюдение нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.
16Сведения о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), эксплуатирующем ОРОНаименование юридического лица (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя)Юридический или почтовый адрес, телефон, факс, электронная почтаДата выдачи, номер лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности и наименование органа, выдавшего ее
_______________Либо лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (до истечения срока ее действия).
Руководитель юридического лица (индивидуальный предприниматель)
(подпись)(Ф.И.О.)

Таблица 1

Вид объекта размещения отходовКод для машинной обработки
Полигон захоронения твердых коммунальных отходов01
Полигон захоронения промышленных отходов02
Выработанная шахта, штольня, используемая для захоронения отходов03
Шламохранилище (кроме шламового амбара)04
Шламовый амбар05
Хвостохранилище06
Отвал горных пород, террикон07
Отработанный карьер, используемый для захоронения отходов08
Шлакозолоотвал09
Навозохранилище10
Пометохранилище11
Открытая площадка с грунтовым покрытием12
Открытая площадка с водонепроницаемым покрытием13
Крытая площадка (под навесом) с грунтовым покрытием14
Крытая площадка (под навесом) с водонепроницаемым покрытием15
Производственное помещение (или его часть)16
Другой специально оборудованный объект хранения отходов98
Другой специально оборудованный объект захоронения отходов99

Проводим инвентаризацию отходов производства

Приказ о проведении инвентаризации отходов производства

Инвентаризация отходов — деятельность по определению количественных и качественных показателей отходов в целях учета отходов и установления нормативов их образования (п. 5 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»1).

Перечень, наименования и коды отходов определяются согласно Классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь2.

Инвентаризация отходов производства: кто проводит и как часто?

Инвентаризацию отходов производства должны проводить юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют обращение с отходами производства (п. 1.6 ст. 17 Закона № 271-З).

Инвентаризация проводится не реже одного раза в пять лет в сроки, определяемые организацией (п. 6 Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства3).

Досрочная инвентаризация отходов проводится в случаях:

  • выявления новых видов отходов производства;
  • изменения технологических процессов получения продукции;
  • изменения перечня выпускаемой продукции;
  • изменения сырья и материалов, применяемых для получения продукции;
  • реконструкции, модернизации, перепрофилирования производства;
  • предписания территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее — Минприроды); иных по решению организации, осуществляющей обращение с отходами производства (п. 7 Инструкции № 17).

Издаем приказ о проведении инвентаризации отходов производства

Для проведения инвентаризации руководитель организации издает приказ (Пример 1 на с. 37), в котором:

  • назначается комиссия по проведению инвентаризации;
  • определяются перечень структурных подразделений, в которых проводится инвентаризация, и ответственные должностные лица, участвующие в проведении инвентаризации в данных структурных подразделениях;
  • приводится перечень лиц, допускаемых к проведению инвентаризации в организации в случае проведения инвентаризации юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, уполномоченными организацией на проведение инвентаризации;
  • устанавливаются сроки проведения инвентаризации и подготовки сведений для проведения инвентаризации.

Проводим подготовительный этап

На этом этапе собираем и изучаем данные, необходимые для инвентаризационного обследования. Речь идет о данных, которые содержатся:

  • в книгах ПОД-9 и ПОД-10;
  • отчете 1-отходы Минприроды;
  • данных бухгалтерского учета; актах выполненных работ; сопроводительных паспортах перевозки отходов.

Проводим инвентаризационное обследование

Обследуем структурные подразделения организации в соответствии с планомсхемой расположения зданий и сооружений организации. Это позволит выявить источники образования отходов.

Поскольку источник образования отходов производства — технологическое оборудование, технологический процесс, структурное подразделение (участок, цех и др.) и иной объект, в котором происходит образование отходов производства (п. 5 Инструкции № 17), то и вариантов определения источника образования отхода будет несколько.

⏹  Отмечаем источники образования отходов производства на плане-схеме расположения зданий и сооружений организации.

⏹  Определяем перечень образующихся отходов производства по источникам образования отходов.

Для каждого источника («Офис», «Склад», «Распаковка товаров», «Уборка помещения», «Эксплуатация автотратспорта» и т.д.

) характерны свои отходы производства, однако некоторые из них могут пересекаться (например, отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, в результате уборки производственных и офисных помещений).

Взвешиваем (замеряем) количество отходов производства, образующихся от источников образования отходов производства, и определяем нормативы их образования по результатам измерений.

⏹  Рассчитываем годовое количество образующихся отходов производства и нормативы их образования с учетом максимальной загрузки оборудования, технологического процесса исходя из результатов, полученных при проведении инвентаризационного обследования.

Нормативы разрабатываются на основе:

  • сведений, полученных при инвентаризации отходов производства; технологических регламентов;
  • удельных норм расходов сырья и материалов;
  • материально-сырьевого баланса;
  • технических нормативных правовых актов, регламентирующих производство продукции, тепловой и (или) электрической энергии, выполнение работ или оказание услуг.

Определяем физико-химические характеристики отходов, компонентный состав отходов, исходя из качества и свойств применяемого сырья, материалов и химических реакций, происходящих в производственных процессах, а также опасные свойства отходов в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь в области обращения с отходами. Код, наименование, класс опасности отходов определяются согласно Классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь6. Отсутствие класса опасности отхода в Классификаторе отходов влечет необходимость его установления собственником отходов (п. 2 ст. 16 Закона № 271-З).

Полученные сведения оформляем по формам согласно приложениям 1 и 2 к Инструкции № 17 (Примеры 2 и 3).

Обобщаем сведения об инвентаризации

На этом этапе проводим систематизацию данных и составляем акт инвентаризации отходов производства. Акт инвентаризации отходов производства, утвержденный Инструкцией №17, подписанный руководителем организации, включает:

  • титульный лист (Пример 4);
  • сведения, полученные в результате проведения инвентаризации отходов производства, которые оформляются согласно приложению к акту инвентаризации отходов производства (Пример 5);
  • перечень мероприятий по учету отходов, определению их количественного и качественного показателей, разработке нормативов образования отходов производства (п. 15 Инструкции № 17).

1 В ред. от 13.07.2016, далее — Закон № 271-З.

Как делается инвентаризация отходов производства |

Приказ о проведении инвентаризации отходов производства

Инвентаризация отходов производства – это требование нормативных актов, которые регулируют сферу их обращения и охрану окружающей среды.

На основании этих нормативных документов обязанность по проведению данного мероприятия распространяется на любые организации и предпринимателей, в деятельности которых образуются отходы.

Не выполнение этой обязанности влечет за собой даже уголовное наказание.

СКАЧАТЬ инструкцию и порядок инвентаризации отходов ↓

Также предлагаем посмотреть статью – Инструкция по обращению с отходами

Для чего нужна инвентаризация отходов производства?

Целей проведения данной проверки достаточно много:

  1. устранение вреда для окружающей среды. В связи с этим в ходе инвентаризации выясняется, насколько сильно предприятие превысило допустимые нормы в ходе сбора, накопления, хранения, утилизирования или захоронения отходов.

Стоит отметить, что нарушение законов, регулирующих защиту экологии, влечет за собой не только административную или дисциплинарную ответственность, но еще и уголовную (глава 26 УК РФ) и имущественную (ст.15 ГК РФ, и иные). А инвентаризация отходов, проводимая на предприятии в установленные сроки, позволяет избежать этих рисков;

  1. инвентаризация позволяет предприятию выявить те отходы, которые можно пустить в утилизацию. На основании ст.1 закона «Об отходах» (№ 89-ФЗ, от 24.06.98г.) под утилизацией понимается не уничтожение, а применение отходов:
  • повторное их использование в производстве (рециклинг), в том числе и в качестве основного или вспомогательного сырья;
  • использование в производстве в качестве сырья, но только после проведения необходимой его подготовки (регенерация);
  • извлечение из отходов полезных составляющих, которые можно еще раз направить в производство (рекуперация).

Фактически, инвентаризация отходов на предприятии открывает возможность для сокращения расходов на покупку сырья, или для получения доходов от продажи полезных компонентов, извлеченных из отходов, и т.д.;

  1. инвентаризация отходов производства и потребления позволяет организовать правильный, в том числе и бухгалтерский учет веществ, материалов и предметов, которые по ряду причин переходят или должны перейти в разряд «отходов»;
  2. также инвентаризация позволяет установить правильность классификации отходов. Не стоит забывать, что их подразделяют на 5 классов опасности, где отходы с 1-го по 4-й класс представляют определенную по силе угрозу окружающей среде. А потому требуют соблюдения особых условий обращения. Кроме того, в рамках проведения инвентаризации опасных отходов проводится еще и инвентаризация объектов размещения отходов. Т.е. специально оборудованных сооружений, которые используются для размещения отходов, их хранения либо захоронения. Причем, проверка данных сооружений осуществляется отдельно от проверки самих отходов.

Что собой представляет инвентаризация источников образования отходов?

Под источниками образования отходов подразумевают те материалы, вещества, топливо, предметы, и многое иное, что должно перейти или уже перешло в разряд отходов в процессе деятельности предприятия.

Инвентаризация источников образования отходов своей целью ставит обнаружение всех источников, их идентификацию по классам опасности и по иным критериям, их учет и последующий контроль, а также возможность повторного применения.

Данный вид инвентаризации проводится на всех предприятиях, которые в процессе своей деятельности сталкиваются с возникновением отходов производства и  потребления.

Стоит отметить, что к отходам относятся, например, старые компьютеры, какие невозможно в дальнейшем использовать по прямому их назначению; просроченные товары; лом цветных и черных металлов; вышедшие из эксплуатации аккумуляторы, и многое другое (статья 1 закона №89-ФЗ «Об отходах»).

 Проводится такая инвентаризация по следующему алгоритму:

  1. руководителем предприятия (предпринимателем) издается приказ, в котором утверждаются сроки, объекты, подразделения и цели инвентаризации, а также состав комиссии для ее проведения;
  2. на основании приказа формируется список структурных подразделений предприятия, в которых будет осуществляться проверка, график ее проведения и перечни веществ и материалов, какие в данных подразделениях можно признать отходами;
  3. в процессе инвентаризации осуществляется выявление и идентификация отходов, как по классам опасности, так и по прочим критериям. Причем, отнесение отходов к классам опасности осуществляется с учетом правил, какие закреплены в приказе Минприроды РФ от 05.12.2014г. № 541, а также на основе ФККО РФ (Федерального классификационного каталога отходов);
  4. все выявленные в ходе проверки отходы заносятся в соответствующий акт инвентаризации отходов производства и потребления, образец которого должен быть утвержден Учетной политикой предприятия (предпринимателя). Данный документ предприятие может разработать самостоятельно, руководствуясь положениями статьи 9 закона № 402-ФЗ «О бухучете». Либо можно воспользоваться старыми формами, которые утверждены 18.08.98г. Госкомстатом в Постановлении № 88, в частности:
  • опись ТМЦ инвентаризационная по форме №ИНВ-3;
  • ведомость для сличения результатов инвентаризации по форме №ИНВ-19;
  • приказ на проведение инвентаризации формы №ИНВ-22.

Однако акт инвентаризации отходов производства служит только целям бухучета. Поэтому помимо акта часто составляется еще и инвентаризационная ведомость. В этом документе указываются следующие сведения:

  • источник образования (получения, поступления) отходов;
  • общепринятая кодировка отходов;
  • их название и класс опасности;
  • химико-физические характеристики отходов;
  • место временного хранения, способы утилизирования или удаления, и иное.

Данные инвентаризационной ведомости могут быть использованы при получении лимитов по размещению отходов, для составления отчетности по отходам, и т.д.

Что касается сроков проверки, то вопрос, когда проводить инвентаризацию отходов производства, каждое предприятие решает самостоятельно. Но при этом ему нужно руководствоваться крайними сроками, установленными действующими законами:

  • законом РФ №89-ФЗ «Об отходах потребления и производства»;
  • приказом Минфина РФ №49 «Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств».

Отчет по результатам инвентаризации – выглядит вот так

Что такое инвентаризация объектов размещения отходов?

Правила ее проведения утверждены Минприроды РФ в приказе № 49 от 25.02.10г. Проводится данная инвентаризация:

  • в отношении специальных сооружений, предназначенных для хранения, размещения и (или) для захоронения отходов;
  • юридическими лицами и предпринимателями, которые эксплуатируют данные объекты. При этом не имеет значения, являются ли они собственниками, арендаторами, пользователями или владельцами этих объектов;

По окончании данной инвентаризации составляется на каждый объект размещения отходов Характеристика в 2-х экз. и по форме, которая дана в приказе №49. Один экземпляр Характеристики остается у организации (предпринимателя), а второй – направляется в территориальное подразделение Росприроднадзора РФ, действующее по месту расположения проверяемого объекта.

Образец инструкции о порядке инвентаризации отходов

Описаны практически все технологические процессы и образующиеся отходы. Может использоваться как образец для предприятий разных отраслей.

Инструкция “Порядок проведения инвентаризации отходов производства и потребления” – скачать образец в формате .doc (Word)

Дополнительная информация к инструкции – скачать в формате .xls (Exel)

В данном документе перечень отходов не является исчерпывающим. Если в ходе инвентаризации отходов на предприятии будет установлено образование других видов отходов, то эти отходы должны быть включены в акт инвентаризации и перечень отходов образующихся в данном обособленном подразделении. 

Инвентаризация отходов производства и потребления на предприятии

Приказ о проведении инвентаризации отходов производства

Принятый 458-ФЗ внес изменения в 89-ФЗ от 1998 года, которым регламентируется деятельность физических и юридических лиц по обращению отходов. В частности, п.2 ст.

11 указанного нормативно-правового акта обязывает к такой процедуре, как инвентаризация отходов на предприятии. Это касается не только крупных промышленных объектов, но и субъектов малого бизнеса, в том числе и индивидуальных предпринимателей.

Невыполнение этой обязанности влечет за собой наложение административного штрафа.

Что такое инвентаризации отходов на предприятии?

Инвентаризация отходов на предприятии – это нормативные акты, регулирующие сферу их обращения и охрану окружающей среды.

Под ней понимается процедура учета образования мусора, которая проводится субъектом хозяйственной деятельности, прогнозирование отходов на основе расчетов. Законодательно предприятия обязаны проводить эту инвентаризацию.

Субъекты могут выполнять эту процедуру своими силами, назначив ответственное лицо, или прибегнуть к услугам специальных организаций. То есть, отдать инвентаризацию отходов на аутсорсинг.

Задачи процедуры следующие:

  1. Выявить причины чрезмерного образования мусора, принять меры по их устранению;
  2. Предупредить или исправить неэффективную утилизацию отходов;
  3. Обнаружить нарушения в этой сфере;
  4. Найти недостатки в процессе производства, из-за которых неоправданно увеличивается количество отходов.

Проведение процедуры, эффективное реагирование на выявленные недостатки позволяет снизить загрязнение окружающей среды. Особенно это актуально, если результаты инвентаризации указывают на превышение предельных норм накопления в результате непродуманного производственного процесса или его нарушений.

Инвентаризация дает возможность уменьшить финансовые потери субъекта хозяйственной деятельности. Неожиданным решением может стать организация переработки отходов, что даст не только существенную экономию, но и дополнительную прибыль предприятию.

Наконец, нормативная база по инвентаризации отходов производства и потребления, предусматривает не только материальную, административную, но и уголовную ответственность.

Ее понесет не только лицо, из-за прямых действий которого был причинен ущерб.

На скамью подсудимых попадет и руководитель, который не принял меры по выявлению, предупреждению негативных последствий, устранению их предпосылок.

Как провести инвентаризацию отходов на предприятии?

В соответствии с правилами инвентаризации, которые содержаться в Приказе Министерства экологии (от 25 февраля 2010 года №49), инвентаризацию обязаны проводить не менее одного раза каждые пять лет. Поскольку ее порядок строго не регламентирован на законодательном уровне, субъекты хозяйствования могут устанавливать его по своему усмотрению.

Условно можно выделить следующие этапы проведения инвентаризации отходов производства:

  1. Руководитель издает приказ по предприятию, которым назначается инвентаризация источников образования мусора;
  2. Непосредственно проводится процедура учета и анализа отходов;
  3. Обобщение всей информации, которая получена на втором этапе.

Результаты процедуры закрепляются актом инвентаризации отходов. На основании собранных данных складывается характеристика относительно каждого объекта размещения мусора. Ее вид регламентирован Правилами, форма есть в их приложении.

Акт инвентаризации отходов производства – Форма №1 (148 Загрузок) Акт инвентаризации отходов производства – Форма №2 (113 Загрузок)

Какие составляются документы при инвентаризации?

Инвентаризация отходов начинается с приказа о её проведении.

Как указано выше, есть два документа, которыми инициируется процедура и закрепляется ее результаты. Это, приказ руководства о ее проведении и акт инвентаризации отходов.

Первым не только инициируется процедура. В нем содержаться сведения о сроках ее проведения и составления акта, данные об ответственных лицах, которые непосредственно проводят инвентаризацию. Составленный по завершению акт подписывают все члены комиссии.

Приказ на проведение инвентаризации отходов – Образец (92 Загрузки)

Кроме этих документов.  на предприятии могут утверждаться разработанные ведомости:

  1. Ис­точ­ни­ков от­хо­дов,
  2. Объ­ек­тов их хра­не­ния и на­коп­ле­ния;
  3. Об организациях, которые принимают их на утилизацию и переработку.

Инспекторы Росприроднадзора требуют, чтобы на предприятии велся Проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение. Он составляется на основе собранной информации, уточняется при каждой инвентаризации, содержит сведения:

  1. О количестве образуемых отходов в течение года;
  2. Его обоснование;
  3. Предложение по оптимизации этого образования с целью уменьшения.

При необходимости разрабатываются и утверждаются другие документы учета, которые необходимо для конкретного вида деятельности субъекта. Образец инвентаризации отходов на предприятии можно скачать здесь.

Кто должен проводить инвентаризацию отходов?

Как указанно во введении, обязанность проводить рассматриваемую процедуру лежит не только на крупных промышленных объектах.

В соответствии с положениями нормативно-правового акта 89-ФЗ, инвентаризация отходов обязательна для следующих лиц:

  1. Производственные предприятия, продуктом деятельности которых являются материальные объекты;
  2. Субъекты, занимающиеся обращением мусора, его размещением и накоплением (полигоны ТКО, свалки и т.п.);
  3. Организации по сбору, перевозке и переработке отходов.

Отчет по инвентаризации отходов предоставляется по требованию инспектора Росприроднадзора. Именно этот орган непосредственно отвечает за экологическую безопасность в стране. По требованию его сотрудников процедура инвентаризации может назначаться в любое время.

Инвентаризация отходов в 2020 году позволяет, кроме всего указанного выше, пересмотреть соглашение с региональным оператором, уменьшить стоимость его услуг. В результате процедуры, принятых мер по оптимизации образования мусора и проведенных расчетов можно обосновать справедливую цену за обращение отходов.

Проведение инвентаризации отходов производства и потребления

Для пользователей сайта Vyvoz.org нами был собран (и постоянно пополняется) перечень организаций в крупных (и не только) городах России, которые проводят инвентаризацию отходов на аутсорсинге:

Новосибирск
Омск
Оренбург
Пенза
Пермь
Ростов-на-Дону
Рязань
Самара
Саратов
Тольятти
Томск
Тула
Тюмень

Уфа

Хабаровск
Чебоксары
Челябинск
Ярославль

Будь в законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: