Минусы формационного подхода

Содержание
  1. Формационный и цивилизационный подходы плюсы и минусы
  2. newinspire
  3. Подходы к изучению истории: цивилизационный и формационный
  4. 12.Формационный подход к типологии государства: его достоинства и слабые стороны
  5. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государств, их достоинства и недостатки
  6. плюсы и минусы стадиального и цивилизационного подходов
  7. Формационный и цивилизационный подходы
  8. Достоинства и недостатки формационного подхода
  9. Типология государств: формационный и цивилизационный подходы, их достоинства и недостатки
  10. Типология государства: понятие, формационный и цивилизационный подходы, достоинства и недостатки
  11. Буржуазное (капиталистическое) государство
  12. Социалистическое государство (Диктатура пролетариата)
  13. Переходное государство
  14. Достоинства и недостатки цивилизационного подхода
  15. Основные достоинства цивилизационного подхода:
  16. Основные недостатки цивилизационного подхода:
  17. Плюсы и минусы формационного подхода – Твой консультант
  18. Сравнительная характеристика подходов
  19. Теория государства и права. Курс лекций
  20. Преимущества и недостатки формационного подхода
  21. Недостатки Формационного подхода
  22. Формационный подход. Особенности
  23. Формационный подход. Особенности
  24. Достоинства и недостатки формационного подхода
  25. Page 3
  26. Page 4
  27. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории
  28. Формационный подход
  29. Цивилизационный подход
  30. Теория постиндустриального общества

Формационный и цивилизационный подходы плюсы и минусы

Минусы формационного подхода

Цивилизационный подход — каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства.

Цивилизация — это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков (А. Тойнби). В зависимости от признаков выделяют египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую и иные цивилизации.

В цивилизационном подходе различают хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозные и иные принципы типологии цивилизаций.

В рамках цивилизационного подхода выделяют теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «менеджеризма», теорию «единого индустриального общества», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» (А. Д. Сахаров) и др.

newinspire

Ключевые слова: достоинства, недостатки, формационного, подход, типологии, государства Типология государства — это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К.

Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право.

Подходы к изучению истории: цивилизационный и формационный

Предмет: Тип роботи: Контрольна роботаК-сть сторінок: 9Мова: РусскийОцінка: Виберіть оцінкуGive 1/5Give 2/5Give 3/5Give 4/5Give 5/5Оцінити Введение Термин историография неоднозначен как в предшествующей, так и в современной научной традиции.

Само понятие происходит от греческих слов istoria — расследование и grajw — пишу, в точном переводе — описание расследования. Так, первым историографом в России в 1747 году стал Г.-Ф.

Миллер, затем — князь М.М. Щербатов. Именным указом Александра I это звание было даровано в 1803 г.

12.Формационный подход к типологии государства: его достоинства и слабые стороны

2) Разновидность классификации, которая включает два аспекта: исследование оснований деления на типы и характеристику типов.

Тойнби выработал понятие цивилизации и определил 26 цивилизаций.

Цивилизация (Тойнби) – относительно замкнутое локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, культурных, психологических, географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными (религия и территория). Плюсы подхода: учитываются конкретные исторические условия развития.

Минус — игнорируются экономические факторы. Типы цивилизаций: православная, египетская,

Формационный и цивилизационный подходы к типологии государств, их достоинства и недостатки

14 В основеформационного подхода лежит понятие «общественно-экономи­ческая формация», которая при­звана характеризоватьтип обществав единстве его базиса (типа производст­венных отношений, экономической структуры общества) и надстройки.

Тем из них, которые были классовыми (рабовладельческой, феодальной, буржуазной и первой стадии коммунистической формации — социализму), соответствовал свой историчес­кий тип государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социали­стический. Переход от одного

плюсы и минусы стадиального и цивилизационного подходов

Здесь можно прочесть об этом и выбрать +/- Цивилизационный подход имеет ряд сильных сторон:1)его принципы применимы к истории любой страны или группы стран; 2)ориентация на учет специфики предполагает представление об истории какмноголинейном, многовариантном процессе;3)цивилизационный подход не отвергает, а, напротив, предполагает целостность, единство человеческой истории.4)выделение определенных критериев развития цивилизации позволяет историкамоценить уровень достижений тех или иных стран, народов и регионов, их вклад в развитие мировой цивилизации;5)цивилизационный подход отводит подобающую роль в историческом процессечеловеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам.

В этом подходе важное значение, для характеристики и оценки цивилизации имеют религия, культура, менталитет.Слабость же методологии цивилизационного подхода состоит в аморфности критериев выделения типов цивилизации.

Формационный и цивилизационный подходы

В экономической литературе существует множество подходов к периодизации общественного развития экономических систем.

Однако традиционное пятизвенное деление истории общества на формации давно уже подвергается сомнению.

Первобытнообщинный строй изучен крайне слабо, и мы имеем о нем весьма нечеткое представление. Можно ли его считать формацией, если он не был даже обществом в полном смысле этого слова? Неясно также, можно ли считать закономерной и обязательной формацией рабовладение.

Достоинства и недостатки формационного подхода

Достоинства формационного подхода:

  1. — выявлена принадлежность политической власти тому или иному классу, определена роль различных классов в управлении государством;
  2. — показан эволюционно-исторический процесс развития государственности, выявлена историческая преемственность типов государств.
  3. — Акцентирование внимания на существенной роли экономических отношений в формировании государств и изменении их типов;

Недостатки формационного подхода:

  1. — Переоценка классово-экономического фактора, который не всегда может иметь и имеет решающее значение в процессе образования государства, уступая ведущую роль другим факторам;
  2. — Оставление вне поля зрения огромного пласта культурно-ценностных идей и представлений, которые не могут быть охарактеризованы как классовые;
  3. — Рассмотрение социалистического государства как антикапиталистического и отрицание преемственности с ним;

Типология государств: формационный и цивилизационный подходы, их достоинства и недостатки

100 р бонус за первый заказ Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line Узнать цену Поделись с друзьями Типология государств – это научно обоснованная классификация государств.

Классификация по типам является необходимым этапом в постижении сущности, раскрытии признаков государства, выявлении закономерностей естественно-исторического процесса развития государств.

Типология государства: понятие, формационный и цивилизационный подходы, достоинства и недостатки

Минусы формационного подхода

Государство – особая политико-правовая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию и ее население, располагает для этого органами публичной власти, осуществляет сбор налогов и обладает суверенитетом.

Формационный подход основан на учении о смене общественно-экономических формаций (их базис – тип производственных отношений), каждой из которых соответствует свой исторический тип государства.

Формация – это исторический тип общества, имеющий определенный способ производства, господствующую форму собственности, классовую структуру.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших типов производственных отношений и замены их новым экономическим строем.

В формационной теории большое значение имеет типология государства, т.к. природа государств различных исторических эпох отличается принципиальными особенностями. Понятие «тип государства» очень точно выражает исторически изменяющуюся природу государства, позволяет достаточно точно определить характер государства разных эпох истории.

Тип государства – это система его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой. С позиций формационной теории, тип государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису.

То есть тип государства – это тесно взаимосвязанные черты государства, соответствующие определенной классовой структуре общества, которая обусловлена экономическим базисом

Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества, возникшая в результате разложения первобытнообщинного строя и представлявшая собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев.

Государства рабовладельческого типа возникли в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников – рабов.

Основные классы рабовладельческого общества – рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки – ремесленники, мелкие земледельцы, которые считались свободными, но, будучи неимущими, так же эксплуатировались рабовладельцами.

Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики.

Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый – демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид – аристократическая республика (Спарта и др.).

Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии. Пройдя период своего становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя.

Ему на смену шло феодальное государство.

Феодальное государство – особая политическая организация класса феодалов, при которой экономический базис государства, производственных отношений, составляет собственность феодалов на землю как на главное средство производства, сочетавшаяся с собственностью лично зависимых от них крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия труда и их трудом на собственников земли – феодалов. Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне.

Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др. Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов.

На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд.

Между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазных революций. В результате последних возник новый тип государства – буржуазный.

Буржуазное (капиталистическое) государство

Буржуазное государство – третий исторический тип государства, закрепляющий и защищающий буржуазный экономический строй, при котором основу буржуазной эксплуатации составляет частная собственность на орудия и средства производства.

Независимо от своей формы такое государство выступает как орудие господства капитала над трудом.

Суть данного типа государства состоит в том, что оно представляет собой диктатуру буржуазии, комитет, управляющий её общими делами, машину в руках капиталистов, держащую в подчинении рабочий класс и другие трудящиеся классы и слои.

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства.

В этом государстве все граждане равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство.

Буржуазное общество состоит из двух основных классов – буржуазии (капиталистов) и рабочих (пролетариев), отношения между которыми носят антагонистический (непримиримый) характер.

Социалистическое государство (Диктатура пролетариата)

Социалистический (коммунистический) тип государства представляет собой организацию политической власти трудящихся во главе рабочим классом. Идея такого типа государства первоначально возникла в теории – в работах К.

Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина – как противопоставление государствам других типов, в которых вся власть принадлежит господствующему классу эксплуататоров и используется для подавления сопротивления эксплуатируемых классов.

Возникновение социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой пролетариатом (рабочим классом), со сломом старого государственного строя и установлением диктатуры пролетариата.

Считалось, что главными условиями, которые приведут к росту производительности труда, народного благосостояния, культуры, сделают всех трудящихся строителями новой жизни и привлекут всех к участию в управлении делами государства и общества, станут освобождение рабочих и крестьян от власти капиталистов и помещиков и национализация средств производства.

Поскольку представители формационного подхода считали, что государство – это орудие насилия одних классов над другими, а социалистическое государство не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, данный тип называют «полугосударством», которое постепенно отомрёт и будет заменено органами народного самоуправления.

Переходное государство

Переходное государство не вписывается в рамки формационной типологии. Оно представляет собой государственность, возникающую в результате национально-освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения.

В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определённому историческому типу государства. Экономическую основу данного типа государств составляет многоукладная экономика при преобладании примитивных форм собственности (полуфеодальной, смешанной и др.).

В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов.

Достоинства формационного подхода:

– Акцентирование внимания на существенной роли экономических отношений в формировании государств и изменении их типов;

– выявлена принадлежность политической власти тому или иному классу, определена роль различных классов в управлении государством;

– показан эволюционно-исторический процесс развития государственности, выявлена историческая преемственность типов государств.

Недостатки формационного подхода:

– Переоценка классово-экономического фактора, который не всегда может иметь и имеет решающее значение в процессе образования государства, уступая ведущую роль другим факторам;

– Оставление вне поля зрения огромного пласта культурно-ценностных идей и представлений, которые не могут быть охарактеризованы как классовые;

– Рассмотрение социалистического государства как антикапиталистического и отрицание преемственности с ним;

– Порождение мифа об обществе коммунистического самоуправления.

– Заранее предопределена схема закономерной смены одного типа государства другим, хотя многоаспектность становления и развития государственности в различных регионах не позволяет ограничить данный процесс определенными рамками;

– не учитывается восточный тип государства со свойственными ему азиатским способом производства; рабовладение выступает как первичная форма государственности, в то время как первые государства, возникшие на Востоке, определяются как государства не рабовладельческого, а восточного типа.

– игнорируется общесоциальное предназначение государственной власти, призванной обеспечивать интересы не только одного класса, но и всего общества;

– социалистическое государство представляется единственным «неэксплуататорским» типом в отличие от других типов государств;

Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.

В настоящее время в цивилизационом подходе преобладает так называемое «технологическое» направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство.

Для типологии государств с точки зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации. Цивилизации делятся на первичные и вторичные.

Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе. Первичные цивилизации принимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер.

Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др.

Их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство – более чем государство.

Религия же прямо включает в себя обожествленного правителя, т.е. государство в культе вождя, фараона, раджи, микадо и т.д.

В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества.

Вторичные цивилизации – это западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, буддийская и др. В них проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом.

Власть оказывалась уже не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Но и в них, с цивилизационной точки зрения, государство было компонентом, во многом подчиненном культурно-религиозной системе.

Во вторичных цивилизациях положение правителя было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов, а с другой – он сам не вправе нарушать эти заветы, иначе его власть незаконна. Его власть – это служение, которое должно следовать идеалу, и поэтому вторична.

Достоинства и недостатки цивилизационного подхода

Цивилизационный подход также как и формационный имеет определённые преимущества и недостатки. Давайте рассмотрим основные преимущества цивилизационного подхода по отношению к формационному.

Основные достоинства цивилизационного подхода:

– Рассматривает государство как важнейший фактор духовно-культурного развития общества, направленного на ограничение и исключение даже легализованного насилия по отношению к личности

– При познании сущности, социальной роли того или иного государства необходимо учитывать его духовно-историческое развитие, идеологию, религию, традиции и иные социальные ценности, существующие в конкретном обществе.

Основные недостатки цивилизационного подхода:

– Не учитываются социально-экономические факторы, которые играют существенную роль в государственно-правовой жизни общества;

– Не определяется принадлежность политической власти тому или иному классу, обществу в целом

– Характеристика общества с позиции культурно-исторического развития теряет государственно-политический оттенок и в итоге становится характеристикой не государства, а конкретной культурно-исторической общности.

Плюсы и минусы формационного подхода – Твой консультант

Минусы формационного подхода

Рабовладельческое государство было орудием для поддержания власти рабовладельцев над своими рабами, выступавших собственностью свободных граждан.

Раб был лишен каких-либо прав и фактически являл собой говорящее орудие труда.

Феодальное государство представляло собой диктатуру класса феодалов и земельных собственников, которые безвозмездно присваивали крестьянский труд и его результаты.

Крестьяне были фактически в рабской зависимости от помещиков. В соответствии с формационным подходом социалистическое государство, будучи образованием высшего типа, является отмирающим.

Сравнительная характеристика подходов

Помогает изучению тех сторон жизни, которые обычно не попадают в поле зрения приверженцев формационного процесса.( духовная жизнь, ценности, психология, национальные особенности.)

  • 2. Позволяет глубже изучить историю определенных народов и обществ во всем их разнообразии.
  • 3.

    Главной целью исследования становятся человек, и человеческая деятельность.

  • Последователи цивилизационного подхода в формационном подходе видят следующие недостатки:

    1. 4. Своеобразию и уникальности отдельных народов и
    2. 3. При последовательном применении формационного подхода на задний план отодвигается роль человеческой деятельности, и человеческого фактора.
    3. 1. Большинство народов не проходили в своем развитии через большинство формаций.
    4. 2. Большинство процессов (политических, идейных, духовных, культурных) нельзя объяснить только с экономической позиции.

    Теория государства и права.

    Курс лекций

    Барулин, когда утверждает, что цивилизационный подход не следует противопоставлять формационному.

    Аналогичной позиции придерживаются и некоторые другие авторы, полагающие, что

    «сосуществование различных формаций и цивилизаций в одной синхронном среде, их параллельное и пересекающееся развитие — неотъемлемая черта всемирно- исторического процесса»

    1Гуревич Л.Я. Философия и историческая наука // Вопросы философии. 1997.№ 6. С. 5-63.

    Преимущества и недостатки формационного подхода

    73]. И наконец, в-четвёртых, были выявлены закономерности смены одного типа государства другим — соответственно сменам общественно-экономических формаций: вслед за рабовладельческим приходит феодальное государство, а его сменяет буржуазное.

    И хотя прогноз смены буржуазного государства социалистическим может вызвать в настоящее время определённые сомнения, но закономерность смены предыдущих типов государства является реальностью.

    Первым недостатком формационного подхода к типологии государства является — его догматизация и прямолинейность. В основе этого подхода лежит

    Недостатки Формационного подхода

    Тесно связаны с явлениями государственно-правовой жизни мораль, религия, обычай, политическая система, общественное сознание, экономика и т.

    д. МетодологияТГП представляет собой совокупность особых приемов, способов, средств научного познания действительности.

    Метод показывает каким образом данная наука изучает что-либо. В ТГП применяются общенаучные, специальные и частнонаучные методы.

    Общенаучные методы: 1) Анализ; 2) Индукция; 3) Аналогия; 4) Абстрагирование; 5) Моделирование; 6) Сравнение; 7) Конкретизация.

    Специальные методы:1) Системный (акцентирует внимание на взаимодействии явлений, их единстве и целостности); 2) Структурно-функциональный (определение места, роли и функций каждого элемента системы); 3) Сравнительный (сравнение государства права, их элементов с иными однородными явлениями); 4) Социологический (установление связей государства и права с иными социальными явлениями, важнейшее место среди которых принадлежит конкретно социологическим методам (наблюдение, опрос, моделирование)

    Формационный подход.

    Особенности

    Развитие социумаДля лучшего понимания следует рассмотреть примеры, применяя формационный подход к В условиях первобытнообщинного строя производственные средства представляли собой общую собственность. В связи с этим трудились люди вместе, сообща. Результаты же деятельности распределялись между всеми членами социума поровну.

    В капиталистическом же обществе, наоборот, являлись владельцами средств производства. В связи с этим отношения становятся несколько иными.

    В итоге социум становился на новый этап развития.

    Формационный подход. Плюсы и минусыКак отмечают специалисты, формационный подход основывается на изменениях, присущих производственной сфере.

    Формационный подход. Особенности

    June 5, 2013 Обсудить 0 0 Формационный подход был широко освещен в трудах Ленина, Энгельса и Маркса.

    Согласно теории, социум проходит в своем развитии определенные этапы, которые сменяют Эти стадии называются общественно-экономическими формациями.

    Так, социум прошел через первобытнообщинный, рабовладельческий этап, перешел на феодальный, капиталистический, коммунистический уровень.

    Формационный подход к изучению общества предусматривает определенные закономерности.

    Так, производительные силы проходят более быстрое развитие, нежели отношения.

    Навыки, знания и средства труда совершенствуются. При этом с течением времени начинают возникать противоречия.

    Выражаются они в том, что прежние отношения на производстве начинают сдерживать развитие новых. Для того чтобы продолжалось совершенствование, требуется замена одних взаимодействий другими.

    Таким образом, проявляется формационный подход.

    Достоинства и недостатки формационного подхода

    Минусы формационного подхода

    Достоинства формационного подхода:
    • – Акцентирование внимания на существенной роли экономических отношений в формировании государств и изменении их типов;
    • – выявлена принадлежность политической власти тому или иному классу, определена роль различных классов в управлении государством;
    • – показан эволюционно-исторический процесс развития государственности, выявлена историческая преемственность типов государств.

    Недостатки формационного подхода:

    • – Переоценка классово-экономического фактора, который не всегда может иметь и имеет решающее значение в процессе образования государства, уступая ведущую роль другим факторам;
    • – Оставление вне поля зрения огромного пласта культурно-ценностных идей и представлений, которые не могут быть охарактеризованы как классовые;
    • – Рассмотрение социалистического государства как антикапиталистического и отрицание преемственности с ним;
    • – Порождение мифа об обществе коммунистического самоуправления.
    • – Заранее предопределена схема закономерной смены одного типа государства другим, хотя многоаспектность становления и развития государственности в различных регионах не позволяет ограничить данный процесс определенными рамками;
    • – не учитывается восточный тип государства со свойственными ему азиатским способом производства; рабовладение выступает как первичная форма государственности, в то время как первые государства, возникшие на Востоке, определяются как государства не рабовладельческого, а восточного типа.
    • – игнорируется общесоциальное предназначение государственной власти, призванной обеспечивать интересы не только одного класса, но и всего общества;
    • – социалистическое государство представляется единственным «неэксплуататорским» типом в отличие от других типов государств;

    Ориентированный на укрупненное представление об исторических типах государств, формационный подход не учитывает проблем, которые не укладываются в обычные рамки классового, формационного анализа. Однако, несмотря на целый ряд существенных недостатков, классификация государств на типы в рамках формационного подхода, имеющая свою рациональную основу, применяется до сих пор в совокупности с другими подходами.

    Сегодня наряду с формационным подходом к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя применяется и другой подход, получивший в общественных науках название цивилизационного.

    Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.

    В настоящее время в цивилизационом подходе преобладает так называемое «технологическое» направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство. В последнее время этот подход все чаще связывают с именем английского ученого-историка А. Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков.

    Page 3

    Существуют различные основания для типологизации цивилизаций и их государственности. Такие как, хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и др. Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии.

    Для типологии государств с точки зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации. Цивилизации делятся на первичные и вторичные.

    Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе. Первичные цивилизации принимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер.

    Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др. Их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры.

    Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство – более чем государство. Религия же прямо включает в себя обожествленного правителя, т.е. государство в культе вождя, фараона, раджи, микадо и т.д.

    В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества.

    Page 4

    Вторичные цивилизации – это западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, буддийская и др. В них проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом.

    Власть оказывалась уже не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Но и в них, с цивилизационной точки зрения, государство было компонентом, во многом подчиненном культурно-религиозной системе.

    Во вторичных цивилизациях положение правителя было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов, а с другой – он сам не вправе нарушать эти заветы, иначе его власть незаконна. Его власть – это служение, которое должно следовать идеалу, и поэтому вторична.

    Цивилизационный подход также как и формационный имеет определённые преимущества и недостатки. Давайте рассмотрим основные преимущества цивилизационного подхода по отношению к формационному.

    Основные достоинства цивилизационного подхода.

    • – Рассматривает государство как важнейший фактор духовно-культурного развития общества, направленного на ограничение и исключение даже легализованного насилия по отношению к личности Скакун О.Ф. – Теория государства и права, Учебник, Х.:консум; 2000г.;
    • – При познании сущности, социальной роли того или иного государства необходимо учитывать его духовно-историческое развитие, идеологию, религию, традиции и иные социальные ценности, существующие в конкретном обществе.

    Основные недостатки цивилизационного подхода:

    • – Не учитываются социально-экономические факторы, которые играют существенную роль в государственно-правовой жизни общества;
    • – Не определяется принадлежность политической власти тому или иному классу, обществу в целом
    • – Характеристика общества с позиции культурно-исторического развития теряет государственно-политический оттенок и в итоге становится характеристикой не государства, а конкретной культурно-исторической общности.

    Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории

    Минусы формационного подхода
    (Заметка)Раздел: Шпаргалка
    Редакция

    Существуют различные теории общественного развития. Наиболее часто говорят о формационном и цивилизационном подходе к изучению истории. В последние годы популярность приобрела и теория индустриального общества. Каждый из данных подходов имеет свою специфику, критерии, терминологию.

    По форме историко-философские теории развития общества можно разделить на стадиальные теории и локальные.

    Теории стадиального развития цивилизации подразумевают наличие разных стадий развития человеческой цивилизации. Общество проходит последовательно каждую из стадий развития. Так, Л. Г.

    Морган в XIX веке предложил свою периодизацию человеческой истории: дикость, варварство, цивилизация. Цивилизация в данном случае понимается как ступень развития общества.

    В последствии появлялись и другие концепции.

    Теории локальных цивилизаций раскрывают уникальность развитияотдельных цивилизаций (критерии выделения цивилизаций различны), их неповторимый путь развития. Акцент делается не на общность развития общества, а на особенности различных культур. У каждой цивилизации свой уникальный путь – она зарождается, развивается и гибнет.

    Одной из наиболее популярных стадиальных теорий, особенно в нашей стране, стала теория общественно-экономических формаций (формационная теория).

    Формационный подход

    Формационный подход был предложен К. Марксом и Ф. Энгельсом. Он основывается на том, что каждое общество линейно проходит в своем развитии определенные стадии (общественно-экономические формации), которые сменяют друг друга через революцию.

    Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений.

    Главный критерий: способ производства.

    Способ производства – это единство определенного уровня производительных сил и обусловленных им производственных отношений.

    При этом производительные силы являются содержанием способа производства, а производственные отношения – формой (под производительными силами понимается: предмет труда, средство труда и человек).

    Соответственно с изменением содержания производительных сил будет меняться и их форма. Каждому способу производства соответствует своя надстройка.

    В классическом (советском) понимании формационной теории принято выделять пять стадий развития общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое. Переход от одной формации к другой происходит через социальную революции.

    К. Маркс не настаивал на строгом закреплении данной «пятичленки», в некоторых работах рассматривался и отдельный азиатский способ производства. Однако в советской историографии «пятичленка» прочно закрепилась, хотя некоторые исследователи еще в СССР (Ю. М. Кобищанов, В. П. Илюшечкин) предлагали свои подходы (деление на 4 стадии).

    Недостатками формационного подхода является абсолютизация т.н. «пятичленки», при том что в настоящий момент очевидно, что не все народы и страны проходили через все эти стадии.

    Недостатком является и абсолютизация необходимости революционного пути.

    Кроме того, основное внимание уделяется экономическим факторам, а роль личности, культурная и духовная жизни выпадают из поля зрения, рассматриваются упрощенно.  

    С начала 1990-х гг. наблюдался кризис формационной теории, стремление «избавиться» от формационного подхода и всего, что касается марксизма. В этот период стала очевидна необходимость пересмотра многих постулатов, в том числе неизменности «пятичленки», линейности развития.

    Цивилизационный подход

    В цивилизационном подходе к истории развития общества основным критерием подразумевается духовно-культурная сфера. Понятие цивилизация имеет много разных значений. Сколько авторов – столько и трактовок этого понятия. И, следовательно, эти авторы выделяют разное количество цивилизаций, по разному классифицируют государство.

    Наиболее известные концепции цивилизации были сформулированы Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби.

    Например, Н.Я. Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов, О. Шпенглер выделял 8 цивилизаций, А. Тойнби – 21.

    Каждая цивилизация проходит несколько стадий – зарождение, развитие, расцвет, угасание (в зависимости от автора концепции – другие стадии развития).

    Критерии: духовные, культурные, религиозные, этнические , географические признаки и т.д. Единого критерия – нет.

    Недостатками цивилизационного подхода является отсутствие четкого единого критерия выделения цивилизаций; отсутствие единой методологии, единого определения категориального аппарата, в т.ч.

    нет единого определения центрального термина концепции – «цивилизация»; история не рассматривается как единый закономерный процесс.

    Основное внимание уделяется вопросам культуры, духовного развития, а социально-экономическому развитию уделяется мало внимания.

    Несмотря на активное распространение данных теорий в нашей стране в 1990-х гг. они не стали «панацеей» для российской исторической науки. В настоящий момент данная теория также переживает кризис как в России, так и в западных странах.

    Теория постиндустриального общества

    Теория индустриального общества возникает в 1940-х гг. Ее основоположником считается П. Друкер. В 1950-х гг. она становится популярной благодаря У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт и Р. Арону. Впоследтвии исследователи начали выдеять новую, постиндустриальную стадию.

    Согласно данной концепции общество проходит три стадии: доиндустриальную (традиционную), индустриальную и постиндустриальную (или информационную).

    Главным критерием является развитие техники и, соответственно, преобладание экономического уклада (аграрного, промышленного, инновационного или сферы услуг). Переход осуществляется посредством модернизации.

    При этому для каждой стадии характерны своя социальная структура, духовные ценности, политическая система.

    Недостатки теории индустриального общества схожи с недостатками формационного подхода – линейность развития, европоцентризм, упрощенный взгляд на социальное и культурное развитие.

    Кроме того, доиндустриальная стадия оказывается слишком общей и охватывает огромный промежуток времени, не разъясняет различия в развитии обществ.

    Прогнозы о постиндустриальном обществе не соответствуют реальности.

    В исторической науке нет консенсуса в вопросе применения данных подходов. Теория общественно-экономических формаций, цивилизационный подход, теория индустриального общества и многие другие – все теории имеют право на существование. История – явление многогранное и изучать её необходимо со всех сторон.

    При преподавании в школе целесообразно остановиться на одном подходе. В данный момент это, по всей видимости, должен быть модернизированный формационный подход, потому как он является наиболее разработанным, имеет устоявшийся категориальный аппарат, позволяет выявлять закономерности исторического развития и, соответственно, способствует лучшему пониманию исторических процессов.

    Раздел: Шпаргалка
    13.11.2011 05:37:26 1

    Подписывайтесь на наш телеграм-канал
    Вступайте в нашу группу в

    Другие социальные сети:

    материалом в социальных сетях:

    Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

    Методические рекомендации по подготовке и оформлению дипломной работы (ВКР). Требования ГОСТа, структура, рекомендации по написанию и защите работы..

    Читать

    Как форматировать документ в текстовом редакторе Microsoft Word. Обзор полезных функций и горячих клавиш программы. Как эффективно работать в Ворде..

    Читать

    О формационном и цивилизационном подходах к изучению истории и теории индустриального общества. Чем они отличаются? Что и как преподавать в школе?.

    Читать

    В сознании многих людей, зачастую, путаются понятия исторического факта, исторического источника, интерпретации исторических событий. Это способствует распространению различного исторического мифотворчества. Поэтому важно разбираться в вышеуказанных понятиях..

    Читать

    Методические рекомендации по подготовке и оформлению качественного реферата. Требования ГОСТа, структура, пошаговая инструкция, типичные ошибки, образец оформления.

    Читать

    Методические рекомендации по подготовке и оформлению курсовой работы. Требования ГОСТа, структура, рекомендации по написанию и защите работы..

    Читать

    Методические советы по написанию введения и заключения для реферата, курсовой и дипломной работы (ВКР). Актуальность, цель, задачи, научная новизна, методология, историография.

    Читать

    Процесс исторического развития общества – является ли он закономерным или это цепь случайностей? Является ли он объективным или субъективным?.

    Читать

    Познавательно для учащихся. Как появились фамилии, на разных примерах конкретизирована историческая информация, которую они несут.

    Читать

    Правила оформления списка литературы по последнему ГОСТу Р 7.0.100-2018. Примеры оформления библиографического списка для книг, статей, сайтов, видео, аудио, карт.

    Читать

    Будь в законе
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: