Коммерческая субконцессия гражданское право

Рассказываю про договор коммерческой субконцессии

Коммерческая субконцессия гражданское право
6 июня 2019 4 603

Статья посвящена договору коммерческой субконцессии. В ней раскрывается его суть, предмет такого соглашения, права и обязанности сторон, а также остальные ключевые моменты.

Франчайзинг – это активно развивающаяся система, в рамках которой существуют разные способы выстраивания взаимоотношений между сторонами.

Так, правообладатель в договоре коммерческой концессии может или предоставить пользователю право передать определённую часть прав субпользователю, или сделать это обязанностью пользователя.

Указанное предусмотрено в статьях 1029 и 1032 ГК РФ соответственно.

То есть речь идёт о субфранчайзинге. При нём франчайзи первого уровня превращается в франчайзера по отношению к франчайзи второго уровня. Фактически, между головной компанией и конечными франчайзи появляется фигура посредника. В подобной ситуации заключается договор коммерческой субконценсии. Давайте разберёмся в том, о чём вообще идёт речь.

Что такое договор коммерческой субконцессии

Коммерческая субконцессия всегда носит производный характер и основывается на договоре коммерческой концессии. Именно в последнем должна быть предусмотрена возможность субфранчайзинга. В противном случае заключение такого контракта будет неосуществимым.

По договору субконцессии одна из сторон коммерческой концессии (пользователь) передаёт новому участнику отношений (субпользователю) право работать под брендом головной компании.

Конкретика оговаривается уже непосредственно в соглашении. Необходимо отметить, что договор коммерческой субконцессии не может противоречить основному контракту.

Кроме того, такое соглашение должно быть в большинстве случаев предоставлено головной компании перед подписанием.

Заключение договоров субконцессии позволяет правообладателю развивать свою сеть с минимальными вложениями и в течение короткого срока. При этом главный франчайзер получает меньше прибыли, поскольку часть дохода от заключения подобных контрактов достаётся субфранчайзеру. Однако выгода от такого развития сети традиционно преобладает.

Если вам нужна помощь в разработке договора – обратитесь ко мне, у меня большой практический опыт в этой сфере, буду рад помочь!

Мои услуги

Предмет договора коммерческой субконцессии

Непосредственно к предмету данного договора относится комплекс передаваемых субфранчайзером франчайзи прав, а также всё, что связано с их использованием. Встречаются разные варианты:

  • франчайзи второго уровня по договору коммерческой субконцессии может получить тот же объём прав, что и франчайзи первого уровня;
  • договором коммерческой субконцессии предусматривается передача такого же объёма прав, но исключительно на конкретной территории;
  • по коммерческой субконцессии передаётся ограниченный объём прав по сравнению с тем, что получил франчайзи первого уровня, заключивший соглашение коммерческой концессии.

Полная передача всех прав встречается крайне редко. Как правило, головная компания наделяет субфранчайзера дополнительными полномочиями в конкретном регионе по представлению её интересов. И субфранчайзи таких прав не получает. Однако это может не мешать ему пользоваться брендом и полноценно развиваться как предпринимателю.

Что же касается непосредственно предмета договора субконцессии, то речь чаще всего идёт о передач прав на:

  • использование товарного знака (знака обслуживания) и всего, что так или иначе связано с возможностью оказывать услуги или производить/распространять товары от имени конкретного бренда;
  • доступ к ноу-хау, созданных или внедрённых правообладателем;
  • применение бизнес-процессов, позволяющих работать под именем бренда;
  • консультационную поддержку;
  • техническое обеспечение;
  • маркетинговую стратегию;
  • рекламную поддержку;
  • обучение самого предпринимателя и (или) его персонала;
  • юридическую помощь;
  • меню, приложение, программу лояльности и т. п.

Следует принимать во внимание, что учебный процесс, материальное обеспечение и прочее по договору коммерческой субконцессии в 98% случаев организовывает субфранчайзер.

Однако участие головной компании в таком соглашении тоже может быть каким-то образом обозначено.

Например, основной франчайзер нередко оставляет за собой право контролировать механизм оказания соответствующей поддержки, качество обучения и прочее.

Права и обязанности сторон по этому договору

В коммерческой субконцессии должны быть чётко и однозначно обозначены права и обязанности сторон, то есть субфранчайзера и субфранчайзи. В основном в соглашении расписывается так или иначе всё, что касается их взаимоотношений:

  • передача прав (конкретный порядок, сроки и прочее);
  • оказание поддержки консультационного, юридического или технического характера;
  • выплата единоразового взноса и (или) регулярного с указанием сроков, способов, точных сумм;
  • осуществление мероприятий по контролю за тем, как субфранчайзи выдерживает определённый уровень сервиса.

Однако в то же время в тексте соглашения может так или иначе затрагиваться головная компания. Например, если часть единоразового платежа (паушального взноса) отходит основному франчайзеру, это нередко напрямую оговаривается. Конкретные положения могут непосредственно расписываться в контракте. Но зачастую в договоре коммерческой субконцессии идёт просто отсылка на основное соглашение.

Важно! Субфранчайзер не может предоставить субфранчайзи больший объём прав, чем получил сам по договору коммерческой концессии или чем ему разрешено правообладателем. То есть нужно помнить о вторичности всех договорённостей.

Ответственность сторон по договору субконцессии

В таком соглашении обязательно прописываются положения, касающиеся ответственности сторон. Причём чем детальнее они будут обозначены, тем проще впоследствии станут проходить разбирательства.

Очень важно, чтобы в договоре коммерческой субконцессии содержались конкретные ответы на следующие вопросы:

  1. Кто несёт ответственность перед субфранчайзи – только субфранчайзер или же и головная компания тоже?

  2. Кто имеет право контролировать субфранчайзи и как?

  3. В каком конкретно порядке и в какой последовательности могут предъявляться претензии? Например, чаще всего субфранчайзи должен выдвинуть их сначала субфранчайзеру, а только потом, при отсутствии реакции с его стороны, предприниматель может обратиться уже в головной офис. Однако иногда основной правообладатель в принципе отказывается отвечать перед такими франчайзи. То есть всё зависит от того, что конкретно прописано в обоих договорах.

  4. Что будет при банкротстве субфранчайзера?

  5. Кому именно должен выплачивать компенсацию за нарушения субфранчайзи?

Фактически, во всём, что так или иначе касается вопросов ответственности, очень важно прописать роль головной компании. В противном случае это может привести к затяжным разбирательствам.

Договор коммерческой субконцессии на данный момент остаётся в России своеобразной экзотикой. Однако по мере развития франчайзинга –он становится всё более популярным. И нередко это отличная возможность наладить сотрудничество с мировым брендом без непосильных вложений. Но перед подписанием договора нужно тщательно разобраться в том, о чём вообще идёт речь.

Нужна помощь в разработке договора франчайзинга? Напишите нам

Договор коммерческой субконцессии — права и обязанности по договору

Коммерческая субконцессия гражданское право
Бесплатная консультация юриста по телефону:

Договор коммерческой субконцессии представляет собой фактическое продолжение договора концессии. Можно сказать, что субконцессия развивает концессию и весьма выгодна для владельца передаваемых в пользование исключительных прав.

Такая форма отношений предполагает участие трех заинтересованных лиц. Само понятие субконцессии закреплено в Гражданском кодексе РФ, который устанавливает основные положения таких сделок.

Права вторичных пользователей по договору коммерческой субкомцессии

Особенность соглашений данного вида заключается в том, что владелец тех или иных исключительных прав передает возможность их использования другому лицу.

Такое лицо называется концессионером, который, в свою очередь, заключает соглашение с другим лицом на использование указанных прав. Этот и называется субпользованием.

Таким образом, имеется последовательность юридически значимых действий. Среди основных положений, которые должны учитываться при заключении сделки, следует указать:

  • Права и обязанности сторон необходимо прописывать очень подробно. При этом объем прав субконцессионера такой же, как и у концессионера. То есть, права второго участника соответствуют в полном объеме правам, переданным по сделке концессии;
  • Обязанности также тождественны концессионному соглашению. То есть, обязанности второго участника заключаются в соблюдении всех условий, которые установлены обладателем прав. Это может быть порядок использования бренда, соблюдение определенной рецептуры или методики;
  • Права и обязанности предполагают взаимную ответственность. Получатель комплекса возможностей обязан соблюдать условия сделки и должен нести ответственность за их нарушение.

Таким образом, данное соглашение является вторичным по отношению к сделке концессии.

Договор коммерческой субконцессии ГК РФ

Основные особенности договора коммерческой субконцессии названы выше.

Но еще одним существенным моментом таких сделок является их возмездный характер. Именно поэтому документ называется коммерческим. То есть, получатель прав извлекает из их использования прибыль.

Соответственно, он выплачивает материальное вознаграждение владельцу. В результате — такая форма отношений выгодна и обладателю объекта сделки.

Разработчик рецепта, технологии или владелец бренда достигают расширения своего бизнеса, увеличивается их охват рынка.

В целом, заключение сделок данного вида выгодно всем участникам, поэтому они часто используются в предпринимательской деятельности.

Между тем, договор коммерческой субконцессии регистрируется в налоговых органов. Данный порядок установлен Приказом министерства финансов № 105 от 2005 года.

Скачать текст статьи 1029 ГК РФ

Срок договора коммерческой субконцессии

Указанные сделки могут заключаться как на конкретный, так и на неопределенный срок. Если срок действия соглашения не указан в документе, то он считается заключенным на неопределенный срок.

Если действие соглашения ограничено во времени, то срок привязывается к соглашению о концессии. По правилу, установленному ГК РФ, период действия субконцессии не может превышать период действия концессии.

Договор коммерческой субконцессии может быть заключен на срок, который определяется сторонами по взаимной договоренности. Это может быть любой период, который стороны сочтут разумным и необходимым. Каких-либо ограничений на этот счет нормы закона не предусматривают.

Стороны договора коммерческой субконцессии

Данные сделки являются двухсторонними. Одной из них, является пользователь. Именно он изначально получил от владельца объекта возможность его использования в своей предпринимательской деятельности.

Соответственно, пользователь передает такую возможность другой стороне соглашения – субпользователю. При этом сама возможность заключения соглашений с субпользователями должна быть предусмотрена изначальным договором между владельцем и первым пользователем.

Еще одним важным обстоятельством является объем возможностей, которые передаются второй стороне. Пользователь может предоставлять полный объем возможностей либо их определенную часть.

Конкретное содержание возможностей субпользователя подробно прописывается в соглашении.

Пример договора коммерческой субконцессии

Соглашение составлено в учетом всех норм и требований закона, в нем содержатся существенные условия сделки и отлично прописаны обязанности сторон, а также взаимная ответственность участников.

Скачать образец документа

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Будь в законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: