Формула коммерческого учета воды расчетным способом

Содержание
  1. Правила коммерческого учета воды и сточных вод
  2. Как происходит организация учёта сточных вод?
  3. Почему устанавливают счётчики сточных вод?
  4. Почему необходим коммерческий учёт сточных вод?
  5. Типы устройств по принципу действия
  6. Измерение потока сточных вод
  7. Измерение скорости сточных вод
  8. Виды приборов учёта сточных вод
  9. Ультразвуковые
  10. Электромагнитные
  11. Рычажно-маятниковые
  12. Метод гарантированного объема подачи воды расчет
  13. Расчетный способ учета воды
  14. Пример расчета
  15. Расчетный способ учета электрической энергии
  16. I. Общие положения
  17. Вс указал, что водоканал обязан контролировать показания приборов учета, а не занимать пассивную позицию
  18. Обстоятельства спора
  19. Апелляция и кассация оставили решение первой инстанции в силе
  20. Адвокаты прокомментировали выводы Суда
  21. Расчёт объёма КУ без ИПУ для нежилых помещений
  22. Различия расчетов для жилых и нежилых помещений
  23. Расчетные способы определения объемов потребления КУ
  24. Применение расчетных способов
  25. Как рассчитать плату за горячую и холодную воду
  26. Особенности оплаты холодного и горячего водоснабжения
  27. По нормативу
  28. Пример расчёта
  29. По счётчику
  30. Последовательность снятия показания
  31. Расчёт оплаты
  32. Способы предоставления данных

Правила коммерческого учета воды и сточных вод

Формула коммерческого учета воды расчетным способом

Ежедневно в канализацию населённых пунктов сливаются тонны стоков – вода, загрязнённая промышленными, бытовыми отходами, атмосферными осадками.

Для очистки сточных вод используется комплекс очистных сооружений и оборудования. Для оценки эффективночти работы предприятия необходимо проводить учёт сточных вод.

Как происходит организация учёта сточных вод?

Организации используют установки для контроля объёма слива жидких отходов (дренажных вод). Учёт проводится измерительными приборами, устанавливаемыми на трубопровод существующих подземных коммуникаций.

Кроме того, что предприятия устанавливают счётчики, службы, контролирующие подачу и отведение жидкости, дополнительно замеряют количество жидких отходов.

Комплексы сооружений, для отвода стоков не всегда подходят для монтажа счётчиков из-за своей ветхости, поэтому трубопровод модернизируют. Реконструкция требуется в случаях, не связанных с возрастом коммуникаций:

  • невозможно получить доступ к трубам из-за места их расположения (под зданием, дорогой, набережной);
  • грунтовые осадки в системе;
  • уклон меньше необходимого уровня;
  • конструкция трубопровода не включает прямолинейные участки;
  • подпор со стороны городского коллектора;
  • относительно малое количество стоков.

Почему устанавливают счётчики сточных вод?

Расходомеры — мера, необходимая для контроля, учёта водоотведения. Плата за услуги (без счётчиков) рассчитывается из объёма поставленной жидкости. Но стоков меньше, чем поступающего сырья, поскольку на предприятиях часть жидкости «уходит». Чтобы не платить за неиспользованные ресурсы, нужна установка приборов учёта сточных вод.

В зданиях предприятий может располагаться несколько юридических лиц. Каждая из организаций выдаёт разное количество жидких отходов, которые надо учитывать. Ещё один фактор, ставший причиной монтажа счётчиков жидких отходов — ливневые воды – единственный показатель промышленных выбросов в окружающую среду.

Для точного измерения оборудование должно быть рассчитано на работу с агрессивной средой (жидкость, загрязнённая химическими веществами).

Почему необходим коммерческий учёт сточных вод?

Измерение стоков обеспечивает рациональное использование воды на промышленном объекте. Руководство предприятий, обладая информацией о количестве сливаемых в канализацию отходов, уменьшает их объём или использует повторно (уборка территории, охлаждение).

Правила коммерческого учёта воды и сточных вод устанавливают перечень ресурсов, объём которых подлежит контролю:

  • вода, поданная поставщиком за отмеченный период согласно договору водоснабжения;
  • жидкость, транспортирующаяся предприятием, эксплуатирующим трубы;
  • стоки, транспортирующиеся предприятием, эксплуатирующим коммуникациями;
  • нечистоты, поступающие от пользователей коммунальных услуг;
  • жидкость, прошедшая водоподготовку;
  • очищенные нечистоты.

В Постановлении Правительства РФ №776 от 4.09.2013г. «Об утверждении правил организации коммерческого учёта воды, сточных вод» обозначены принципы установки измерительных приборов для контроля слива жидких отходов. Указаны типы используемых установок, методы измерений и правила сверки показаний.

Типы устройств по принципу действия

Оборудование, устанавливаемое в узлах учёта, разрабатывается, монтируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Каждый прибор учёта сточных вод проходит обязательное сертифицирование и метрологическую поверку.

Контроль за количеством сброшенных отходов допустим без измерителей, но основывается на стандартных тарифах (объём стоков приравнивается к количеству поставленной жидкости).

Порядок коммерческого учёта сточных вод предусматривает установку нескольких видов контроля:

  • измеряется уровень потока стоков;
  • определяется уровень, скорость течения.

В обоих случаях данные, считаные с оборудования, точнее отображают картину, чем контроль без расходомера.

Измерение потока сточных вод

Приборы фиксируют уровень жидких отходов. Организация, установившая на своём коммуникационном узле такое оборудование, определяет количество стоков посредством дополнительных расчётов, используя градуированные таблицы.

Такие счётчики недорогие, имеют как достоинства, так и недостатки. Преимущества расходомера:

  • измерения выполняются при малых количествах отходов;
  • производится контроль за потоком «агрессивной» жидкости, содержащей химические вещества.

Недостатки:

  • погрешность составляет три процента;
  • установить можно, если зона измерения под уклоном;
  • обратный поток, остановка учитываются оборудованием как расход;
  • при монтаже требуется строительство колодца;
  • строгое соблюдение требований относительно длины прямолинейных участков.

Измерение скорости сточных вод

Принцип работы приборов происходит по правилу «скорость-площадь». Расходомер измеряет скорость и уровень жидкости, сбрасываемой в канализацию.

По сравнению с предыдущим типом оборудования, это даёт меньшую погрешность, но его цена выше. Среди достоинств расходомера отмечают следующие:

  • направление потока не влияет на измерения;
  • устанавливается оборудование на трубы разного сечения, формы;
  • монтаж не предусматривает дополнительных конструкций.

Виды приборов учёта сточных вод

Счётчики, устанавливаемые на узел учёта сточных вод, классифицируют зависимо от технических характеристик и способа работы:

  • ультразвуковые;
  • электромагнитные;
  • рычажно-маятниковые.

Оборудование стационарное, а точность измерений обусловлена способом действия. Каждый из расходомеров эксплуатируют в условиях, обозначенных технической документацией. Перед покупкой счётчика, надо определить место монтажа, изучить территорию. Выяснить, возможна ли установка расходомера, поскольку некоторые объекты могут быть недоступны для монтажа.

Ультразвуковые

Универсальные приборы, устанавливаемые на трубопроводах любого диаметра (до 9 метров) и геометрии. Не требуют дополнительных сооружений, оборудования. Ультразвуковые счётчики предназначены для измерений в открытой канаве, безнапорной трубе, автономной канализации, самотёчном трубопроводе, очистных сооружениях промышленного масштаба.

Среди достоинств выделяют:

  • разный тип питания (аккумулятор, электросеть);
  • большой объём памяти;
  • универсальность;
  • долговечность;
  • точность результатов;
  • работа при любом направлении потока.

Ультразвуковое оборудование имеет недостатки:

  • сложность в обслуживании;
  • быстрое загрязнение, требующее регулярной очистки.

Электромагнитные

Действие основано на магнитной индукции. Оборудование простое в применении и высокоточное.

Счётчики канализационных стоков электромагнитные, как и любые приборы контроля сброшенных отходов, имеют преимущества, и изъяны. Среди достоинств отмечают:

  • работа в напорной и безнапорной канализации;
  • подсчёт неочищенных отходов;
  • простота установки и обслуживания;
  • устойчивость к вибрациям.

Недостатки у оборудования такие:

  • подсчёт только стоков, проводящих электрический ток;
  • нарушение работы, вызванные электромагнитными помехами;
  • погрешность измерений до двух процентов.

Рычажно-маятниковые

Простое устройство, состоящее из рычагов, поплавка, блока защиты блока питания, поворотной лопасти, оси подвески и датчиков. Использовать можно только в безнапорном трубопроводе или открытом канале.

Преимущество расходомера перед рассмотренными выше – высокая точность показаний, независимо от степени загрязнения отходов. Оборудование не подвержено влиянию внешних факторов (вибрация, магнитное поле, направление потока).

Учёт нечистот промышленными, природоохранными предприятиями и водоканалом только начинает проводиться, несмотря на то, что процесс закреплён законодательно. Недостаточно разработанная система контроля за сбросами жидких отходов не мешает организациям, установившим приборы учёта, экономить ресурсы, избегать ненужных затрат.

Метод гарантированного объема подачи воды расчет

Формула коммерческого учета воды расчетным способом

Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ предусмотрено определение расчетным способом количества энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета.

Расчетный способ учета воды

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 года № 776 утверждены «Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод», которые определяют порядок коммерческого учета воды с использованием приборов учета или расчетным способом в целях расчета размера платы за поданную (полученную) воду по договорам холодного водоснабжения, договорам горячего водоснабжения. Эти правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354.

Частью 10 статьи 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ предусмотрено осуществление коммерческого учета расчетным способом в случаях:

  • отсутствия прибора учета, в том числе при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами холодного, горячего водоснабжения;
  • неисправности прибора учета.

При расчетном способе коммерческого учета воды применяются:

  • метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения;
  • метод гарантированного объема подачи воды.

Пунктом 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод предусмотрено применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду в случаях:

  • при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года;
  • через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета (в том числе непроведения поверки после истечения межповерочного интервала) или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета;
  • при отсутствии у абонента приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей холодное, горячее водоснабжение, уведомления о необходимости их установки или после даты, определенной в договорах водоснабжения, приборы учета воды не установлены;

Пример расчета

Объем потребления воды (куб. м) в помещении, имеющим один ввод номинальным диаметром (DN) 15 мм (0,015 м), может быть определен по формуле:

и за один месяц (30 дней) составит:

Расчетный способ учета электрической энергии

Объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется исходя из величины допустимой длительной токовой нагрузки каждого вводного провода (кабеля).

Метки → договор управления • нежилые помещения

I. Общие положения

1.

Настоящие Правила регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов (далее — органы местного самоуправления), организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее — организации водопроводно-канализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее соответственно — абоненты, водоотведение).

К отношениям, возникающим между организациями водопроводно-канализационного хозяйства, собственниками и (или) пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и (или) товариществами собственников жилья либо жилищно-строительными, жилищными кооперативами и (или) иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, связанными с обеспечением предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством.

2. В настоящих Правилах используются понятия, определенные в Федеральном законе «О водоснабжении и водоотведении», а также следующие понятия:

«авария» — опасное техногенное происшествие, приводящее к ограничению или прекращению водоснабжения и (или) водоотведения, создающее на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектах таких систем, в том числе на водопроводных и (или) канализационных сетях, угрозу жизни и здоровью людей или приводящее к нанесению ущерба окружающей среде;

«граница балансовой принадлежности» — линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании;

«граница эксплуатационной ответственности» — линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод;

«контрольная проба» — проба сточных вод, принимаемых от абонентов (включая сточные воды транзитных организаций) в централизованную систему водоотведения, отобранная из контрольного канализационного колодца с целью определения состава и свойств таких сточных вод;

«контрольный канализационный колодец» — колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод абонента, определенный в договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод, или последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения;

«поверхностные сточные воды» — принимаемые в централизованную систему водоотведения дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды;

«транзитная организация» — организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод.

3. Порядок пользования централизованной системой холодного водоснабжения в чрезвычайных ситуациях определяется требованиями технических регламентов, государственных и национальных стандартов, а также инструкцией по подготовке и работе систем хозяйственно-питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях.

Вс указал, что водоканал обязан контролировать показания приборов учета, а не занимать пассивную позицию

Формула коммерческого учета воды расчетным способом

Верховный Суд опубликовал Определение по делу № 310-ЭС20-13165, в котором ответил на вопрос, должна ли компания оплатить задолженность, возникшую из-за исправного прибора учета воды.

Обстоятельства спора

1 октября 2009 г.

между АО «Тулагорводоканал» и АО «Тульский трикотаж» был заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод, по условиям которого водоканал обязался отпускать абоненту питьевую воду из системы Тульского городского водопровода по III категории обеспеченности и принимать от абонента сточные воды в систему канализации, а абонент, в свою очередь, – своевременно и полностью оплачивать услуги водоканала в порядке и сроки, предусмотренные договором. При этом абонент обязался обеспечивать комплектность, целостность, сохранность и исправное состояние средств измерения, пломб на них и на обводных линиях, а также производить своевременный ремонт и госповерку приборов учета.

Согласно акту приемки водомерного узла для проведения финансовых расчетов за услуги водоснабжения и водоотведения от 4 октября 2005 г., составленному представителями водоканала и общества «Тульский трикотаж», на объекте абонента был установлен исправный водомер ВСКМ-40 с датой последней поверки 7 июня 2005 г. и показаниями на день приемки 11 куб. м, водомерное присоединение опломбировано.

18 июля 2018 г. при проведении представителями водоканала и общества обследования технического состояния узла учета холодной воды на объекте абонента было установлено, что межповерочный интервал прибора с показаниями на момент обследования 17 742 куб. м истек 1 июля 2011 г., о чем составлен акт, подписанный сторонами.

14 августа того же года прибор учета ВСКМ-40 был заменен счетчиком воды ВСКМ 90-40, о чем также составлен акт.

Ссылаясь на истечение межповерочного интервала прибора, водоканал произвел расчет объема поставленной обществу холодной воды и принятых сточных вод за период с 18 июля 2015 г. по 18 июля 2018 г.

, исходя из пропускной способности водопроводного ввода в точке подключения к централизованной системе водоснабжения 40 мм при его круглосуточном действии и скорости движения воды 1,2 м в секунду на основании подп. «б» п. 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г.

№ 776, стоимость которых с учетом ранее поступившей от общества платы за указанный период составила более 4,7 млн руб. В направленной абоненту 14 сентября 2018 г. претензии водоканал предложил оплатить задолженность в добровольном порядке.

По заказу общества-абонента ФГБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Тульской области» осуществило поверку счетчика воды ВСКМ 16-40, о чем 2 октября 2018 г. выдан соответствующий паспорт.

Поскольку общество не исполнило требование об оплате задолженности, водоканал обратился в Арбитражный суд Тульской области с иском о взыскании задолженности на сумму более 4,7 млн руб.

Удовлетворяя иск, суд руководствовался ст. 309, 310 и 548 ГК РФ, Законом об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, Законом о водоснабжении и водоотведении, а также п.

14, 15, 16, 22, 23, 49 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 776.

Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от обязанности оплатить услуги водоканала, объем которых определен расчетным путем, в связи с истечением межповерочного интервала (МПИ) прибора учета, установленного на объекте ответчика.

Отклоняя ссылку ответчика на судебную практику, признающую опровержимость презумпции непригодности для коммерческого использования приборов учета с истекшим МПИ, суд указал, что приводимые ответчиком судебные акты приняты при иных фактических обстоятельствах спора, а выданный 2 октября 2018 г.

ФБУ «Тульский ЦСМ» паспорт счетчика воды ВСКМ 16-40 не является надлежащим подтверждением исправности и коммерческой пригодности данного прибора учета. По мнению суда, поверка была проведена значительно позже составления акта от 18 июля 2018 г.

, а ее результаты неприменимы к периоду, предшествующему поверке.

Апелляция и кассация оставили решение первой инстанции в силе

ВС не усмотрел оснований для довзыскания с абонента платы за холодное водоснабжение и водоотведение

Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Верховный Суд. ВС указал: судами правильно установлено, что по истечении срока поверки прибора учета он считается вышедшим из строя (неисправным) (подп. «ж» п. 49 Правил учета воды).

Это, в свою очередь, является основанием для определения объема воды расчетным способом (метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения) через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета (в том числе непроведения поверки по истечении межповерочного интервала) или демонтажа прибора учета до проведения его допуска к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора (подп. «б» п. 14, подп. «б» п. 16 Правил учета воды в действовавшей в спорном периоде редакции).

Вместе с тем, указал ВС, абонент, пропустивший дату очередной поверки, не лишен возможности представить доказательства, фактически опровергающие презумпцию технической и коммерческой непригодности прибора учета с истекшим МПИ, влекущую необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание такого прибора соответствующим метрологическим требованиям по смыслу п. 17 ст. 2 Закона об обеспечении единства измерений лишь подтверждает его соответствие указанным требованиям на весь период после окончания срока поверки. Достоверных оснований полагать, что в процессе эксплуатации прибора учета, представляющего собой техническое устройство, происходит улучшение его технических характеристик, влияющих на результат и показатели точности измерений, не имеется.

ВС посчитал, что поскольку обществом в течение разумного срока после получения претензии водоканала с требованием об оплате водопотребления за последние три года в объеме, исчисленном методом пропускной способности, счетчик воды ВСКМ-40 был представлен для поверки в ФБУ «Тульский ЦСМ», являющееся государственным региональным центром метрологии, установившее в соответствии с Законом об обеспечении единства измерений пригодность данного прибора для изменения объема воды, в подтверждение чего в паспорт средства измерений от 2 октября 2018 г. была внесена запись о поверке, заверенная подписью поверителя и знаком поверки, с указанием даты, такой паспорт является достаточным подтверждением технической исправности и коммерческой пригодности прибора в спорном периоде.

Верховный Суд принял во внимание, что при рассмотрении спора не было установлено, что в 2009–2018 гг. общество-абонент допускало искажения показаний прибора учета при передаче их водоканалу либо умышленно воспрепятствовало допуску его представителей к прибору, т.е. пропуск срока очередной поверки не был связан со злоупотреблением абонентом своими правами.

ВС пришел к выводу, что при наличии паспорта от 2 октября 2018 г. с записью о проведенной ФБУ «Тульский ЦСМ» поверке отсутствовали основания для довзыскания с абонента платы за холодное водоснабжение и водоотведение за 2015–2018 г. сверх объемов, оплаченных обществом, исходя из показания прибора учета ВСКМ-40, в предусмотренном на случай неисправности прибора учета порядке (подп. «б» п.

14, подп. «б» п. 16 Правил учета воды).

«Кроме того, Судебная коллегия учитывает, что водоканал, осведомленный как о дате госповерки установленного у абонента прибора учета (2005 г.), так и о дате следующей поверки этого прибора (2011 г.), в течение длительного времени (до 2018 г.

) не осуществлял проверку состояния приборов учета воды на объекте абонента, принимал от абонента без замечаний показания прибора учета, в том числе по истечении МПИ, т.е.

не проявлял как профессиональный участник отношений по водоснабжению должной заботливости и осмотрительности в целях недопущения нарушений учета со стороны своего абонента», – отмечается в определении.

При этом, указал ВС, последующие действия водоканала, впервые осуществившего проверку состояния приборов учета воды спустя 7 лет после истечения МПИ и потребовавшего оплатить объем водопотребления и водоотведения в объеме и порядке, предусмотренных на случай неисправности прибора учета, несмотря на наличие в выданном ФБУ «Тульский ЦСМ» паспорте средства измерений записи о поверке, не могут быть признаны добросовестными и, следовательно, не должны пользоваться защитой со стороны суда.

«Обобщая вышеприведенные выводы, Судебная коллегия подтверждает безусловную обязанность всех участников отношений по энергоснабжению соблюдать установленные законом и иными нормативными правовыми актами требования по монтажу и демонтажу, надлежащей эксплуатации, своевременной поверке и извещению о технической неисправности приборов (узлов) учета, содержание которых находится в ведении абонентов. Кроме того, признание за абонентом права на осуществление коммерческого учета потребляемого ресурса с использованием прибора с истекшим МПИ при условии последующей успешной поверки этого прибора не может служить основанием для освобождения такого абонента от ответственности (гражданской или административной) за пропуск срока очередной поверки, если соответствующие его действия (бездействие) подпадают под установленные законом основания для привлечения к такой ответственности», – подчеркивается в определении.

Верховный Суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и отказал в удовлетворении исковых требований водоканала.

Адвокаты прокомментировали выводы Суда

В комментарии «АГ» адвокат филиала № 49 Московской областной коллегии адвокатов Татьяна Саяпина отметила, что ВС наиболее комплексно исследовал фактические обстоятельства дела с учетом положений закона.

«По поводу признания Верховным Судом допустимости опровержения презумпции неисправности прибора учета с истекшим межповерочным интервалом, при условии последующего подтверждения в установленном порядке его пригодности для коммерческих измерений, считаю, что это не должно рассматриваться исключительно как вывод Суда.

На этот счет необходимо ввести изменения в специальное законодательство в сфере ЖКХ», – считает адвокат. Она добавила, что рассматриваемая ситуация уже не первый раз доходит до Верховного Суда.

«Возможно, на практике существуют и еще примеры, однако они не дошли до ВС и незаконно выполняются», – предположила Татьяна Саяпина.

Также адвокат отметила, что ссылки исключительно на судебную практику при принятии решений судами не являются основанием для отказа в удовлетворении иска. «Суд вынес определение на основании закона и фактических обстоятельств дела.

Однако не исключено, что при дальнейшей подаче исковых заявлений стороны будут ссылаться на ранее обобщенную судебную практику.

При этом опора преимущественно на судебную практику, а не закон, не является достаточным аргументом в пользу вынесения законного и обоснованного решения суда», – подчеркнула Татьяна Саяпина.

Партнер и руководитель практики «Трудовое право» фирмы INTELLECT Анна Устюшенко отметила, что, занимая позицию защиты потребителя, определение можно оценить только в позитивном ключе.

Ценность данного определения, по ее мнению, не только в том, что ВС поддержал практику опровержения презумпции неисправности прибора учета, но и в том, что он явно указал на обязанность ресурсоснабжающей организации как профессионального участника отношений по водоснабжению занимать активную позицию по контролю средств измерений, находящихся у потребителей.

«Важно ли данное определение для применения по аналогии? Разумеется. Причем для любого вида ресурсов, необязательно только в вопросах водоснабжения. Ситуация с истечением МПИ систем или приборов учета является рядовой для энергоснабжения в целом.

Однако это не означает, что Верховный Суд упростил алгоритм поведения потребителя до следующего: проверка – акт о безучетном потреблении – экспертиза ПУ – оспаривание акта.

В конкретных делах судами будут учитываться все обстоятельства нарушения потребителем его обязанности по содержанию систем учета в порядке.

Определение не позволяет уйти от ответственности недобросовестным потребителям, если речь идет о классическом безучетном потреблении, сопряженном с вмешательством в работу прибора учета, или невыполнении обязанности по допуску представителей РСО для контроля», – указала Анна Устюшенко.

Адвокат АК № 22 «Гражданские компенсации» Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов назвал определение неожиданным, поскольку вся судебная практика в подобных спорах строится, как правило, на формальном подходе. «Суды не пытаются даже выяснять детали спора, выясняя лишь основной предмет доказывания (пропущен ли срок поверки)», – пояснил он.

«Лично у меня давно вызывает вопросы поведение ресурсоснабжающих организаций, которые пользуются подобным формальным подходом судов и получают совершенно необъяснимые прибыли.

В данном определении ВС требует доказывать не вероятность недостоверных показателей (отсутствие поверки), а реальные признаки нарушений в работе прибора учета.

Тем самым поставщик освобожден от доказывания размера убытков, но сам факт требуется хотя бы косвенно обосновать», – заключил адвокат.

Расчёт объёма КУ без ИПУ для нежилых помещений

Формула коммерческого учета воды расчетным способом

Ранее на сайте АКАТО была размещена статья, содержащая разъяснения порядка определения количества постоянно и временно проживающих граждан для целей расчета размера платы за коммунальные услуги (далее — КУ) при отсутствии приборов учета. В связи с поступлением в АКАТО большого числа вопросов по порядку расчета размера платы за КУ для собственников нежилых помещений, не оборудованных приборами учета, публикуем дополнительные разъяснения.

Различия расчетов для жилых и нежилых помещений

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 N354 (далее — Правила 354), устанавливают различный порядок расчета платы за коммунальные услуги для жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (далее — МКД) при отсутствии приборов учета.

Различный порядок установлен для расчета стоимости потребленных холодной воды, горячей воды, сточных бытовых вод, газа и электрической энергии. Порядок расчета для жилых помещений регламентируется пунктом 42 Правил 354, для нежилых помещений — пунктом 43.

Стоимость отопления и для жилых, и для нежилых помещений МКД рассчитывается одинаково согласно пункту 42(1) Правил 354.

Если для жилых помещений, не оборудованных приборами учета, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из количества постоянно и временно проживающих граждан, то для нежилых помещений абзацы 2-4 пункта 43 устанавливают: 
«При отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
Расчетный объем коммунального ресурса за расчетный период определяется на основании данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил, а при отсутствии таких данных определяется:
для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения — расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договоре холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в целях расчета объема потребления коммунального ресурса в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, а при отсутствии такого условия — расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении, электроснабжении и газоснабжении».

Расчетные способы определения объемов потребления КУ

Объемы водоснабжения (горячего и холодного) рассчитываются в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными ПП РФ от 04.09.2013 N776, которые устанавливают:
«14.

Коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в следующих случаях:
а) при отсутствии прибора учета…

15.

При расчетном способе коммерческого учета воды применяются:
а) метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения;
б) метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды;
в) метод гарантированного объема подачи воды;
г) метод суммирования объемов воды.
16. Применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях:

в) при отсутствии у абонента или транзитной организации приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды и договоре по транспортировке горячей воды, приборы учета воды не установлены;

18. Применение метода гарантированного объема подачи воды, определенного договорами водоснабжения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, используется в следующих случаях:
а) при отсутствии у абонента прибора учета воды, кроме случаев, предусмотренных пунктами 16 и 17 настоящих Правил;
…».

Объем водоотведения для нежилого помещений в соответствии с абзацем 5 пункта 43 Правил 354 определяется «исходя из суммарного объема потребленных холодной воды и горячей воды».

Объем электроснабжения в отсутствие приборов учета определяется по формулам Приложения N3 к «Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденным ПП РФ от 04.05.2012 N442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Применение расчетных способов

Необходимо отметить, что выбор конкретного расчетного способа определения объема потребления коммунального ресурса для каждого конкретного случая необходимо согласовывать с соответствующей ресурсоснабжающей организацией и фиксировать достигнутые договоренности в соответствующих договорах.

Расчет размера платы за коммунальную услугу, потребленную в нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, рассчитывается как произведение потребленного объема коммунального ресурса, определенного расчетным способом, на тариф на указанный коммунальный ресурс, установленный органом государственной власти субъекта РФ для соответствующей категории потребителей.

Как рассчитать плату за горячую и холодную воду

Формула коммерческого учета воды расчетным способом

При съёме показателей водомеров и расчёте ежемесячного платежа потребитель должен придерживаться установленных правил, чтобы избежать проблем с поставщиком ресурсов. Рассмотрим особенности расчёта платежей за услуги холодного и горячего водоснабжения (ХВС и ГВС), в зависимости от того, установлены ли в квартире индивидуальные приборы учёта.

Особенности оплаты холодного и горячего водоснабжения

Главное, что должен запомнить владелец – оплата за использованную холодную и горячую воду должна производиться раздельно. Поэтому и расчёт должен выполняться по отдельности. Это объясняется тем, что поставкой холодной и горячей воды занимаются разные организации, поэтому и деньги перечисляются по различным счетам.

По нормативу

При отсутствии водомера, плата за водоснабжение взимается, исходя из расчётных нормативов – опытным путём установленных объёмов потребления в течение месяца. В РФ нормы отличаются, в зависимости от региона, поскольку их утверждение состоит в сфере ответственности региональных властей.

Владелец может узнать установленный в области норматив и размер тарифной ставки, зайдя на сайт Государственной информационной системы или портал местных органов власти. Альтернативный способ – обратиться с вопросами в управляющую компанию.

Начисление платы по нормативу возможно при следующих обстоятельствах:

  • в квартире или частном доме не установлен счётчик. Если в данной ситуации собственник не подтвердил документально отсутствие технической возможности для установки прибора учёта, платёж рассчитывается с применением повышающего коэффициента 1,5;
  • для квартир и частных домовладений, оборудованных индивидуальным прибором учёта, при условии не предоставления собственником сведений о потреблённых ресурсах за предыдущие 3 месяца. Повышающий коэффициент при этом не применяется;
  • в описанной выше ситуации счётчик пришёл в негодность по причине неисправности или истечении срока очередной поверки, с повышающим коэффициентом 1,5.

Сумма оплаты насчитывается, с учётом официально зарегистрированных жильцов. Но управляющей компании предоставлено право проверить соответствие фактических и официально прописанных людей на соответствующей жилплощади. Если будет установлено, что по факту жильцов окажется больше, счёт будет выписан, исходя из результатов указанной проверки.

При отсутствии зарегистрированных жильцов, платёж рассчитывается с учётом количества владельцев.

Рекомендуем:  Антимагнитная пломба на счётчике воды

Пример расчёта

Размер оплаты за ХВС рассчитывается с использованием следующей формулы:

Пхвс = к × Н × Т,

В которой:

  • Пхвс – размер платежа за холодную воду;
  • к – количество жильцов в квартире (доме);
  • Н – предусмотренные постановлением местных властей нормы(кубы, м³);
  • Т – величина назначенного в регионе тарифа(руб).

Если необходимо применять повышающий коэффициент, он добавляется в данную формулу.

Услуги ГВС определяются аналогичным способом. Разница состоит в величине норматива, который существенно ниже, чем для ХВС, и тарифной ставки, превышающей указанный выше показатель.

Рассмотрим пример расчёта платежей без применения повышающего коэффициента:

В квартире МКД, расположенной в Московской области, при централизованной подаче холодной и горячей воды, общая норма потребления на одного человека составляет 8,12 м. куб., включая услуги ГВС в размере 2,62 м. куб. Тариф (с учётом водоотведения) за холодную воду составляет 79,73 руб. за 1 м. куб., за горячую – 199,84 руб. По данной жилплощади проживает 2 жильца.

Размер счёта определяется следующим образом:

  1. Норма по ХВС составляет: 8,12(общие нормы) – 2,62(нормы ГВС) = 5,5 м. куб.;
  2. Размер платежа за холодную воду равен: 2(кол-во жильцов) × 5,5 × 79,73(тарифы за ХВС) = 877,03 руб.;
  3. Сумма за услуги ГВС составляет: 2 × 2,62(нормы ГВС) × 199,84(тариф за ГВС) = 1 047,16 руб.
  4. Общая сумма которую нужно будет заплатить за водоснабжение: 877,03 + 1 047,16 = 1924,19 руб.

В случае применения повышающего коэффициента размер платежа будет в полтора раза выше.

По счётчику

При установленных счётчиках, показания снимаются раздельно. Индивидуальные приборы учёта для холодной и горячей воды отличаются цветовым оформлением. У первых корпус окрашен в синий цвет, у вторых – в красный.

Последовательность снятия показания

Показания необходимо снять в период от 20 до 25 числа текущего месяца, при соблюдении такой последовательности действий:

  • записать текущее количество кубометров, исключив начальные нули и дробную составляющую;
  • от записанного значения отнять показатель, снятый в прошлом месяце.

Снятие показания с пятироликового счётчикаСнятие показания с восьмироликового счётчика

Для дальнейшего расчёта полученный результат перемножается на размер тарифа, с учётом водоотведения (при наличии централизованной канализации).

Потребитель должен своевременно передавать счётчики для поверки в лицензированную организацию. Для этого необходимо сообщить о необходимости проведения данного мероприятия поставщику ресурсов. Водомер снимется, с составлением соответствующего акта. За время, пока прибор будет поверяться, оплата рассчитывается, исходя из средних показателей за предыдущие полгода.

Рекомендуем:  Что такое ИПУ в квитанции ЖКХ

Показания счётчика с просроченным сроком поверки признаются недействительными.

Расчёт оплаты

Пример расчёта для ситуации, аналогичной указанной выше, при рассмотрении определения размера платежа по нормативам. За месяц семьёй было израсходовано холодной воды – 9 м. куб., горячей – 2 м. куб.

За ХВС необходимо заплатить: 9 ×79,73(тариф за ХВС) = 717,57 руб.

Размер платежа за ГВС: 2 × 199,84(тариф за ГВС) = 399,68 руб.

Внимание! В каждой области, крае или республике разные тарифы. Тариф в вашей области можно узнать на официальном сайте поставщика коммунальной услуги или из квитанции.

Как видим, при установленных индивидуальных приборах учёта сумма счёта окажется значительно ниже, особенно по сравнению с оплатой по нормативам при использовании повышающих коэффициентов.

Применение коэффициентов, повышающих сумму платежа, связано с тем, чтобы заинтересовать потребителей в установке водомеров.

В этом случае собственник будет оплачивать только фактически потреблённые ресурсы.

Если потребитель своевременно передаёт показания счётчиков в коммунальную организацию и регулярно в установленные сроки оплачивает предъявленные счёта, ему не стоит опасаться возникновения недоразумений с поставщиком ресурсов. В противном случае не избежать проблем и финансовых потерь.

Способы предоставления данных

Информация может подаваться следующими способами:

  • телефонным звонком – в назначенную дату потребитель связывается с бухгалтерией поставщика и, указав реквизиты индивидуального объекта, сообщает количество киловатт-часов электроэнергии, кубометров воды или газа;
  • СМС-сообщением – по короткому номеру отправляется значение на индикаторе прибора учёта;
  • по интернету – для каждого потребителя создаётся личный кабинет на местном портале, куда вводятся данные об объёме потреблённых ресурсов;
  • личным посещением бухгалтерии поставщика.

Передача показаний для г. Москва:

Способы передачи показаний для города – Москва

Способы передачи информации определятся техническими возможностями инфраструктуры региона, климатическими и прочими факторами.

Будь в законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: