Диагностические беседы психолог

Диагностическая беседа Т. Ю. Андрущенко «Мой круг общения»

Диагностические беседы психолог

Диагностическая беседа «Мой круг общения» разработана под руководством Т. Ю. Андрущенко [Андрущенко Т.Ю., 1999]. Беседа дает возможность выявить характер переживаний ребенком взаимоотношений с окружающими его взрослыми и детьми.

Соотнося картину внутренних переживаний ребенка с задачами развития в тот или иной период его жизни, психолог может определить меру благополучия складывающихся условий возрастного и личностного становления.

Важной особенностью методики является то, что обследуемый круг общения ребенка выходит далеко за пределы семьи: семья предстает в неразрывной связи с другими сферами жизни ребенка — школой и двором.

Тестовый материал

Стандартный лист с изображением концентрических большого и двух меньших кругов, пересеченных двумя — горизонтальной и вертикальной — линиями, два цветных карандаша (темный и светлый).

Процедура проведения беседы

Психолог, используя графические приемы (цвет, интенсивность штриховки и др.), выявляет в беседе круг общения ребенка и характер его взаимодействия с окружающими (сверстниками, родителями, учителями). Беседа строится так, как показано в табл. 3.

Таблица 3. Этапы беседы и действия психолога

Этап беседыВысказывания-побуждения психологаДействия психолога
Выявление круга симпатий/ антипатий«Давай обозначим в твоем круге людей, с которыми у тебя сложились добрые отношения, и тех, общение с которыми тебя огорчает. Давай будем использовать два карандаша: темный — «недоброжелательный», «неприятный» и светлый — «радостный», «приветливый»»В ходе штриховки прямоугольников красным или синим карандашом психолог выясняет подробности, обстоятельства, характер сложившейся ситуации. С помощью частоты штриховки выявляется выраженность модальности переживаний. Высказывания ребенка фиксируются в протоколе
Выявление меры взаимопринятия участников общения с точки зрения ребенка«Давай в большом круге нарисуем еще два круга: один — в середине и еще один, маленький, — в центре, здесь поместим тебя, напишем твое имя.С помощью двух карандашей давай покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радость, кто и насколько друг другу неприятен»С помощью линии соответствующего цвета показывается модальность взаимоотношений (симпатия/антипатия) между участниками круга общения. С помощью стрелки обозначаются направление и мера выраженности отношений (до внутренней или внешней окружности и др.)
Установление контакта«Я знаю, что любой человек не очень любит отвечать на вопросы незнакомого. Давай лучше мы вместе попытаемся изобразить твою жизнь, а потом обсудим некоторые интересные и важные ее моменты»Организация сотрудничества с ребенком, снятие настороженности, присущее началу общения
Построение круга («дома») общения«Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдем место («дом») в этом круге твоего общения»Рисует (или предлагает готовый) круг (см. рис.). Делит (или объясняет принцип разделения) круг на секторы (сферы общения). Вертикальная черта разделяет секторы «школа» и «вне школы». Горизонтальная черта выделяет секторы «сверстники», «взрослые»
«Заселение» круга общения«Теперь надо «заселить» каждый «дом» людьми, с которыми тебе приходится сталкиваться более близко, это могут быть и симпатичные тебе люди (друзья, приятели), а могут среди них оказаться и неприятные, ты бы с ними и не хотел общаться, но приходится по самым разным причинам»«Вводит» в круг общения всех названных ребенком детей и взрослых с помощью условного обозначения (прямоугольник на окружности). Выясняет возраст детей, обстоятельства взаимодействия. Высказывания ребенка фиксируются в протоколе

Анализ содержания беседы

Качественный анализ хода и результатов беседы (особенности поведения подростка при совместном с психологом заполнении круга общения, характер его высказываний, результат работы) предполагает:

  • сравнение полноты взаимодействия ребенка с окружающими в разных сферах общения;
  • сравнение характера переживаний ребенком своего взаимодействия с окружающими в разных сферах, выявление личностно значимых отношений, их анализ с точки зрения задач возрастного развития;
  • выявление отношения ребенка к себе как к субъекту общения (принятие себя, позиция в общении и др.);
  • выделение зоны неблагополучия в социальной ситуации развития (отсутствие или дефицит взаимодействия, трудности, конфликтность общения и др.).

Продемонстрируем возможности методики на конкретном консультативном примере [см.: Андрущенко Т.Ю., 1998].

История обращения

Консультирование Люды С. Люда шла в консультацию неохотно, плакала. В семье трое детей. Люда — старшая дочь от первого брака, ей 10 лет, два других ребенка — маленькие: мальчику 3 года, девочке 9 месяцев.

Мать (инженер, кандидат наук) жаловалась на непослушание девочки, невыполнение домашних обязанностей, неумение за себя постоять, частую слезливость.

Мать недовольна дочерью, ее внешностью (полная), считает ее «слабой личностью», не видит никаких достоинств, полагает, что она хитрит, притворяется «жертвой», провоцируя проявление жалости со стороны окружающих.

И в общеобразовательной, и в музыкальной школе девочка учится хорошо, пишет стихи.

Диагностический этап работы

По личностному опроснику Кеттела выраженными показателями являются А, С, D, G, О, Q4, что говорит о высокой внутренней напряженности, тревожности, озабоченности (О = 10, Q4= 8), о неуверенности в себе, сензитивности (С = 2, О = 10), о реактивности поведения, легкой возбудимости (D = 8), о наличии конфликтов в социуме, плохой ориентировки в межличностных отношениях (А = 2, G = 3).

На рисунке несуществующего животного девочка изобразила Кслемышара с пятью большими глазами. Комментируя происхождение названия («смесь кота, собаки, льва, ежа, мыши»), Люда подчеркнула, что он «как мышь всего боится, но защищается».

В рассказе о животном она поместила его жить в бездонную пещеру, считает, что у него «больше врагов, чем друзей». Ее животное ненавидит «вражду и драку, даже защищаться не умеет, дерется с закрытыми глазами, чтобы не видеть, что делает другим больно, так как жалостливый», боится «потерять друзей, так как налетят враги, а он беззащитен».

Данная методика выявила зависимую позицию девочки от взрослых и сильных, внутреннюю неуверенность в себе.

В домашнем задании (написать о своих невзгодах и радостях) девочка к невзгодам относит: частые ссоры с братом, болезнь любимой учительницы, «нам учительницу заменили», «со мной никто не дружит», «встреча с Катей Г.».

Перечисленные невзгоды лежат в сферах общения дома и в школе. Характер невзгод показывает значимость для девочки личности учительницы (плакала, когда узнала о болезни), наличие конфликтов с новым, не сравнимым с прежним учителем, наличие неудовлетворенности и тревоги по поводу отсутствия дружеских связей со сверстниками.

Характер радостей связан опять же с новым учителем (1-е место); с событиями в семье: рождение сестры и защита мамой диссертации (2-е место); с поездками: в лагерь, в лес (3-е место) и приобретениями (подарили кораллы). Как видно из перечисленных событий, сфера общения со сверстниками не актуализирована.

Таким образом, данные, собранные по этим методикам, обнаружили общее неблагополучие Люды в социуме, однако выяснить конкретную картину внутреннего мира девочки со всем ее многообразием межличностных связей удалось в ходе «графической беседы».

Использование этой методической процедуры позволило опосредованно подготовить Люду к обсуждению ее актуальных переживаний.

Результаты совместного заполнения «круга общения» представлены на рисунке 10. Рисунок показывает различие в широте и характере взаимодействия.

Наиболее тесен домашний круг общения, здесь девочка выделила восемь человек, с кем, по ее мнению, сложились теплые, добрые отношения, особенно она выделяет маму, одну из бабушек, родную сестру девяти месяцев и двоюродную сестру-сверстницу; только один человек в доме — брат трех лет — приносит большие неприятности.

Друзей во дворе немного, двое из них младше (по семь лет), из сверстников ей нравится только одна девочка, встречи с которой эпизодические, связь неглубокая.

Неблагополучное положение у Люды в школе в сфере общения как со сверстниками, так и с учителями. В школе из пяти названных сверстниц две приносят большие огорчения, общение с обеими взаимно неприятно. Эти девочки активно выражают ей неприязнь, дразнят, обзывают и, как ей кажется, презирают.

Три одноклассницы входят в круг ее благополучного общения, но отношения с ними нельзя назвать дружбой. К двум указана только односторонняя стрелка со стороны Люды, а к одной — хотя и двусторонняя, но взаимоотношения не являются тесными.

Люда считает себя недостойной ее: «Она отличница, слишком утонченная для меня».

Рис. 10. Круг общения Люды С. Условные обозначения: жирная линия стрелки обозначает темный («неблагоприятный») цвет, тонкая линия — светлый («благоприятный») цвет; темный прямоугольник — знак частой штриховки «неблагоприятным» цветом, серый прямоугольник — частая штриховка «благоприятным» цветом

В ходе заполнения «круга общения» удалось выяснить полную изоляцию девочки от одноклассников, ее вынужденное одиночество в школе («стою на переменах одна, ни с кем не разговариваю»), различия в интересах («им со мной неинтересно»), во вкусах («они модно одеваются, а я не так, как они»).

Значимость общения с учителями для Люды велика, она назвала семерых учителей, двое из них вызывают глубокие отрицательные переживания. К учительнице 3-го класса, относящейся к девочке, по ее словам, хорошо, Люда не скрывает своей злости.

Также отрицательно она относится к новому учителю, долгое время заменяющему заболевшую любимую учительницу: «Он ко мне относится как к мебели, как к столу, которому надо подпиливать ножки». Взаимоотношения только с одной учительницей (заболевшей) девочку радуют: это ее кумир, который покровительствует, признает, понимает.

Девочка тяжело переживает ее болезнь, не спит по ночам, плачет, пишет для нее стихи и посвящает ей прозу, постоянно справляется о ее выздоровлении, с нетерпением ждет ее возвращения в класс.

Таким образом, введение в работу консультанта методического приема, где графически изображался круг общения, позволило организовать доверительную беседу, в ходе которой была выявлена неблагополучная для ребенка данного возраста социальная ситуация развития.

Об этом свидетельствуют следующие факты:

  • во-первых, у девочки не реализована растущая в предподростковом возрасте потребность в общении со сверстниками, фиксирован отрицательный опыт общения с ними;
  • во-вторых, выявлен уже длительный конфликт в семье, связанный с конкурентным отношением с братом, обострившимся в связи с рождением еще одного ребенка. К девочке со стороны матери стали предъявляться новые, повышенные требования, с которыми она не справляется. Фиксирован опыт безуспешной борьбы за внимание и любовь близких;
  • в-третьих, неудовлетворенность в других сферах общения девочка компенсирует непомерным, экзальтированным отношением к учительнице, что не типично для этого возраста. Потребность в любви и привязанности к учителю носит компульсивный характер.

Результатами ограничения общения в школе, переживания постоянного неуспеха явились растерянность, неверие в свои силы, отрицательное отношение к себе — девочка чувствует себя слабой и беззащитной. Постоянный поток отрицательных оценок со стороны родителей в адрес ее внешнего облика, поведения, качеств личности усилил неверие ребенка в свои силы, вызвал непринятие себя.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Метод наблюдения, беседы, диагностическое интервью, контент-анализ

Диагностические беседы психолог

Наиболее достоверная информация получается методом наблюдения. В процессе наблюдения поведение человека можно разделить на:

  • существенные аспекты
  • несущественные аспекты

Нужно уделить внимание существенным аспектам.

Для проведения наблюдения не требуется получения согласия со стороны испытуемого и установление с ним контакта, не требует создания положительной мотивации.

Недостатки:

  • для получения достоверной информации требуется большое количество времени
  • результаты трудно поддаются формализации, т.е. количественной оценки
  • крайний субъективизм его результатов. Диагност является измерителем субъективизма. Все проходит через призму наших установок. В результате мы получаем, что хотели получить. Результаты поведения зависят от опыта диагноста и его личностных особенностей.

1925 год – Басов сформулировал требования по отношению к методу наблюдения.

Кеттелом также были предложены требования к методу наблюдения.

  1. Поведение испытуемого должно оцениваться во многих его ролях и с разных сторон.
  2. Наблюдатель должен проводить с испытуемым много времени (не менее 2-3 месяца). При этом желательно не менее 3-4 сеансов в неделю. Длительность сеансов зависит от цели наблюдения.
  3. Заранее, до начала процесса наблюдения должны быть определены те симптомы поведения, которые следует фиксировать в процессе наблюдения. Должна быть установлена связь симптомов с теми психологическими характеристиками, которые психодиагност хочет определить
  4. Психодиагност должен быть заранее натренирован в проведении наблюдения
  5. Должны быть исключены ролевые отношения для беспристрастности наблюдения
  6. Кеттел считает, что за испытуемым должно вестись наблюдение не менее 10 психологами. Оценка, полученная на основе наблюдений должна быть средняя, из тех, которую дают эти 10 психологов. Психологи должны быть независимы друг от друга.

Метод психодиагностического наблюдения

  1. Всегда заранее определены: цель, задачи и объект наблюдения.
  2. Заранее выбираются ситуации для наблюдения.
  3. Заранее устанавливается связь внешних поведенческих симптомов с теми психологическими характеристиками, которые психолог хочет оценить.
  4. Психологу нужно определить, каким будет способ фиксации внешних поведенческих проявлений:
    • есть или нет проявление
    • степень выраженности симптома
    • отдельные ступени выраженности симптома

Они могут записываться качественно или количественно.

Метод беседы

Метод необходим любому психологу. При любом диагностическом обследовании необходима беседа.

Цели:

  1. установление контакта, настройка на сотрудничество.
  2. Создание положительной мотивации, усиление мотивации к обследованию.
  3. Получение диагностической информации.
  4. Снижение тревожности и оказание психологической помощи испытуемому.

Если беседа ведется для оказания психологической помощи – это будет психотерапевтическая беседа или клиническое интервью.

Диагностическое интервью и клиническое интервью нельзя противопоставлять, они дополняют друг друга. Любое интервью – налаживание контакта и настройка на сотрудничество. Хорошее психотерапевтическое интервью – постановка диагноза.

Беседа – сложный метод для психолога.

Сложности:

  1. В процессе беседы психолог вступает во взаимодействие с испытуемым и использует информацию путем метода наблюдения, фиксирует мимику, жесты, позы… Оценивает отношение испытуемого к беседе.
  2. Получает информацию с помощью беседы – обращает внимание на формальную сторону беседы, на саму манеру речи… Такого рода наблюдения дают информацию, важную с точки зрения личностных особенностей человека.
  3. Психолог, участвуя в беседе, сам воздействует на испытуемого, на то, что говорит испытуемый. Тем самым психолог может менять ситуацию, содержание ответов испытуемого. Ситуация беседы: собеседники находятся в ассиметричных позициях. Чаще всего получается, что психолог спрашивает, испытуемый – отвечает. Следовательно данная ситуация может привести к нарушению доверительности испытуемого. Возможен отказ отвечать на вопросы. Психолог перед беседой говорит, что он будет задавать вопросы, а после испытуемый задает все свои вопросы психологу.
  4. Каждый психолог априорно воспринимается своим собеседником как специалист по межличностным отношениям. Следовательно, повышенные требования к личности самого психодиагноста.

Каким должен быть психодиагност?

Психодиагност должен обладать такими качествами как: коммуникабельность, направленность на другого человека, высокая эмпатия. Он должен быть терпим, тактичен, обладать высоким уровнем рефлексии.

Диагностическое интервью

  1. Нужно сформулировать цель и задачу психодиагностического интервью.
  2. Регистрация и обработка вербального материала. Критерием выступает наличие или отсутствие предварительной подготовки плана или программы. Также важно, на чьей стороне находится инициатива проведения интервью.

    По этим критериям психодиагностическое интервью делят на:

    • управляемое или программное. В данном виде психодиагностического интервью есть заранее составленный план, инициатива на стороне психолога.
    • неуправляемое или непрограммируемое. Неуправляемое интервью – инициатива на стороне клиента (беседа исповедального характера), без вопросов со стороны психолога. Психолог в этой ситуации должен быть активным слушателем и должен следовать принципам недирективной психотерапии. Должен установить контакт, выражать эмпатию, относиться с уважением к словам клиента.

В подгруппе неуправляемого интервью:

  1. стандартизированное интервью. Заранее сформирован план, определена жесткая тактика беседы, сохраняется последовательность задавания вопросов. Недостаток – меньше похоже на естественную беседу, больше похоже на экзамен, диагностику, следовательно, снижение искренности, следовательно, искажение ответов. Стандартизированное интервью можно проводить, когда у клиента сложилась установка, когда ему самому выгодно изложить информацию. К детям желательно применять стандартизированное интервью.
  2. свободное интервью – заранее составлен план беседы, подготовлены вопросы. Нет жесткой последовательности вопросов. Вопросы задаются с учетом ответа на предыдущий. Позволяется поддержать естественность ситуации, искренность клиента. Такое интервью требует от психолога большого опыта. Свободное интервью проводится при индивидуальном обследовании, при консультировании отдельных лиц, когда нужно понять затруднения, проникнуть во внутренний мир испытуемого.

Любой психодиагност должен уметь составить диагностическое интервью. Правила составления диагностического интервью:

  1. этап психодиагностического интервью – введение, цель которого настройка клиента на сотрудничество.
  2. этап психодиагностического интервью – свободные, неуправляемые высказывания испытуемого без помощи психолога.
  3. этап психодиагностического интервью – вопросы задает психолог. Задаются общие вопросы.
  4. этап психодиагностического интервью – диагностическое интервью.
  5. этап психодиагностического интервью – заключительные слова психолога, выражение признательности за то, что человек ответил на вопросы.

Как нужно составлять сами вопросы для психодиагностического интервью?

  1. Нужно определиться – как обращаться к клиенту (с подросткового возраста на “Вы”).
  2. Какие слова использовать для беседы. Лексика должна соответствовать той социальной, возрастной группе, к которой принадлежит испытуемый.
  3. Вопросы составляются таким образом, чтобы ответы были искренними.

Приемы составления вопросов для психодиагностического интервью.

  1. Прием предварительного такта в вопросах. Вопросы должны формулироваться заранее и в самой формулировке нужно уменьшить неприятное отношение к затрагиваемым темам. (Например: всем приходится иногда драться. А тебе?)

Цель и стратегия

Диагностические беседы психолог

Традиционно психологическая диагностика является важной составляющей работы школьного психолога, но многие психологи испытывают чувство неудовлетворенности, связанное с диагностической деятельностью: «Только и делаю, что занимаюсь тестами и методиками». При этом диагностическая работа характеризуется как скучная, рутинная, отнимающая много времени. И не всегда понятно, зачем она нужна школе. Данная статья представляет собой попытку осмысления роли психологической диагностики в работе психолога и в некотором роде ее реабилитации. Мы полагаем, что значимость и результативность диагностической деятельности во многом зависят от того, какой смысл психолог в нее вкладывает.

КРАСНОРЕЧИВЫЙ ДИАЛОГ

С чего начинается диагностическая работа? Путь первый — идти от метода. Это значит, что психолог проводит те методики, которыми он хорошо владеет или которые кажутся ему интересными. В этом случае, когда диагностика завершена, перед психологом встает вопрос: какие выводы можно сделать, каким должно быть заключение, каков вообще смысл проделанной работы? Приведу типичный диалог между студенткой психологического факультета и преподавателем (автором данной статьи). Студентка проводила фронтальную психологическую диагностику учащихся, причем проведение методик и их интерпретация были вполне грамотны. — Все замечательно. И какие же выводы вы сделали? — А здесь все написано. — И какое будет заключение? — А все же понятно из интерпретации. — Послушайте, вы с какой целью проводили диагностику? — Ну все же и так ясно. Выбор студенткой методик был случайным, ситуативным. Не удивительно, что в этом случае диагностика представляла собой обособленную, выхолощенную деятельность, в каком-то смысле оторванную от целостной психологической практики.Но возможен второй путь — идти от цели, то есть сначала сформулировать для себя ответ на вопрос: зачем я провожу психологическую диагностику? В этом случае диагностика из механической процедуры становится осмысленной деятельностью. Именно цель определяет отбор методик, планирование обследования, количество измерений и в конечном счете формулировку заключения. Цель диагностики — это, по сути, постановка психологической задачи. Заключение — это в некотором роде решение задачи, сформулированной в виде цели. Только в том случае, когда психолог отдает себе отчет в том, зачем он проводит диагностику, она становится органичной и неотъемлемой частью общей деятельности психолога, встраиваясь необходимым элементом в систему: цель — диагностика — заключение — психологическая помощь, рекомендации и т.д. Цель психологической диагностики может формулироваться самим психологом, а может в том или ином виде предъявляться учителем, родителем или представителем администрации. В этом случае задача психолога — максимально четко прояснить запрос и в соответствии с этим сформулировать цель.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

Возможны различные цели психологической диагностики детей. Мы кратко охарактеризуем некоторые из них, рассмотрим, как они определяют подбор методик и стратегию проведения обследования, каким заключением должна завершаться диагностика и каковы возможные стратегии работы психолога на основании результатов проведенной диагностики.

· Определение особенностей психологического развития ребенка или группы детей, а также динамики развития в течение некоторого периода времени. Эта цель может вставать перед психологом как при индивидуальной, так и при групповой работе.

Часто при формулировке данной цели говорят об «уровне» развития, но нам представляется, что в работе с интеллектуально сохранными детьми и в условиях, когда нет четких диагностических нормативов, более корректно говорить именно об особенностях.

Если перед психологом стоит подобная цель, подбор методик осуществляется таким образом, чтобы на их основании можно было дать общую характеристику познавательной и (в случае необходимости) эмоционально-волевой сферы ребенка. Мы при подборе методик руководствуемся следующей схемой.

Диагностика познавательной сферы должна показать особенности: — восприятия (для учащихся начальной школы; при работе с интеллектуально сохранными учащимися средней школы этот параметр, по нашему мнению, не является значимым); — памяти; — внимания: особенности концентрации, распределения; — мышления: владение обобщающими понятиями, развитие аналитико-синтетической функции, способность выявлять закономерности; — динамические особенности деятельности (темп, работоспособность, утомляемость, врабатываемость, удержание инструкции, выраженность соскальзывания). Наличие подобной схемы позволяет психологу подобрать из всего арсенала диагностических средств соответствующие диагностические методики, адекватные возрасту предполагаемых испытуемых, и четко сформулировать заключение. Кроме того, такая схема делает диагностику весьма компактной.

Например, для учащихся 5-го класса мы используем следующие методики: Групповой интеллектуальный тест (Дж. Вана), корректурная проба (буквенный вариант), «10 слов» (А.Р. Лурия). Этот блок методик был подобран в соответствии с изложенной схемой и позволяет, на наш взгляд, охарактеризовать все перечисленные параметры.

ФРОНТАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

Перед психологом в детском учреждении регулярно встает задача определения особенностей развития всех детей, посещающих данное учреждение, и в этом случае диагностика имеет фронтальный характер. Здесь требуются методики компактные, не требующие индивидуального проведения, допускающие фронтальную обработку.

Возможно, придется сократить общую схему обследования. Так, например, мы при фронтальном обследовании иногда опускаем такой параметр, как память, потому что исследовать его одновременно у группы детей достаточно сложно, а необходимую информацию можно в крайнем случае собрать методом опроса педагогов.

Данные фронтальной диагностики необходимо обобщить, то есть выявить: — общие тенденции и особенности развития (дать обобщенную качественную характеристику развития познавательной сферы детей обследованной группы); — общие проблемные области (т.е.

те психические процессы, в развитии которых имеются затруднения у многих детей обследованной группы, а также типичные для данной группы детей трудности); — детей, испытывающих затруднения в развитии тех или иных психических процессов. Такое обобщение требует от психолога статистической обработки полученных результатов.

Эта обработка может иметь различный характер: — подсчет среднего балла (по методике в целом и по отдельным субтестам); — выявление максимального и минимального результата; — выявление процентного соотношения (например, доля детей с высокой, средней и низкой утомляемостью); — выделение групп учащихся на основании определенного критерия (например, дети с преобладающей учебной и игровой мотивацией). Возможно отображение результатов диагностики в виде графиков, таблиц, диаграмм. При обобщении результатов диагностики группы детей можно использовать цветовые обозначения. В этом случае составляется таблица со списком обследованных детей и выбираются обозначения: например, зеленый цвет — высокий уровень, синий — средний уровень, красный цвет — низкий уровень. Результаты выполнения психодиагностических методик или отдельных субтестов обозначаются соответствующим цветом.

Заключение, составленное по результатам фронтальной диагностики, может иметь, к примеру, следующий вид: «Согласно результатам фронтальной диагностики 6-го класса, в целом познавательное развитие учащихся соответствует возрастным нормам.

У детей по возрасту сформирована аналитико-синтетическая функция мышления, высокий уровень концентрации внимания. Вместе с тем 70% учащихся испытывают трудности при операциях с обобщающими понятиями. Выявлена группа детей с высокой утомляемостью — 5 человек (20%), в которую входят…

; группа детей с низкой утомляемостью и высокой работоспособностью — 10 человек (40%)…»

КАЖДЫЙ РЕШАЕТ САМ

Обычно фронтально исследуются особенности познавательной сферы учащихся. Однозначного ответа на вопрос, можно ли фронтально изучать особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, у нас нет.

Прежде всего, неясно, насколько валидными будут полученные результаты, поскольку для точной диагностики эмоционального статуса требуется дифференцировать влияние ситуативных факторов и стабильный эмоциональный фон.

То есть надо определить, что в состоянии ребенка обусловлено случайными факторами, прежде всего текущими событиями его жизни, а что имеет устойчивый характер. Это требует нескольких замеров, использования различных методик и в целом практически неосуществимо в условиях фронтальной диагностики.

Кроме того, проективные методики при фронтальном проведении в значительной степени утрачивают диагностическую точность и глубину, а стандартизованные дают лишь приблизительное представление о ребенке, то есть проблема метода при постановке задачи фронтальной диагностики эмоционально-волевой сферы детей стоит достаточно остро.

Мы полагаем, что проблему фронтальной диагностики эмоционально-волевой сферы учащихся каждый психолог решает для себя сам в зависимости от особенностей той микросреды, в которой он работает.

Мы придерживаемся следующей позиции: проведение фронтальной диагностики эмоционально-волевой сферы учащихся оправдано в том случае, когда психолог начинает работу с незнакомой группой, причем возможность собрать эту информацию другими способами ограничена (нельзя обратиться к экспертным оценкам других психологов или прочих взрослых, имеющих опыт работы с этими детьми). Во всех прочих случаях мы считаем более обоснованным проводить эту диагностику только индивидуально. Если же от психолога требуется общая информация об особенностях эмоционально-волевой сферы группы детей, с которыми он ведет систематическую работу, то сделать это можно без проведения фронтального психодиагностического обследования, опираясь на опыт общения психолога с этими детьми и на результаты индивидуальной диагностики.

СОПОСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Одна из задач, часто встречающихся в работе психолога образования,– выявление динамики развития психических процессов учащихся. В этом случае диагностическое обследование проводится дважды: в начале и в конце определенного периода времени. Обычно для психологов, работающих в детском учреждении, таким периодом является учебный год.

Фронтальная диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Важный момент здесь — сопоставление результатов двух обследований и выявление наличия или отсутствия изменений.

Это позволяет сделать выводы об особенностях развития детей за данный период, о темпах развития психических процессов, о результативности педагогической и психологической коррекционной работы.
Частота проведения фронтального диагностического обследования может варьироваться в зависимости от возраста детей.

Мы полагаем, что в средней и старшей школе можно ограничиться одним срезом в год или, как предлагает М.Р. Битянова, проводить фронтальные обследования по достижении детьми определенного возрастного рубежа.

Окончание следует

Марина ЧИБИСОВА

Психодиагностика

Диагностические беседы психолог

Важным этапом работы команды специалистов Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ является составление плана лечения и реабилитации с учетом состояния пациента. План разрабатывается на основании комплексного подхода, который включает в себя набор функциональных обследований, диагностических процедур и методов, часть из которых одинакова для всех, а часть подбирается индивидуально.

Психологическая диагностика детей. Методы психодиагностики

Психологическая диагностика относится к одним из базовых методов. На психологическую диагностику (как и на тот или иной вид коррекции) в Центре им. Г.Е. Сухаревой дает направление лечащий врач-психиатр.

Психологическое обследование, как правило, нужно врачу для более детального изучения психологического профиля ребенка и постановки (уточнения или смены) диагноза.

Диагностика также может проводиться по требованию различных организаций для предоставления документов на комиссии.

Проводит психологическую диагностику медицинский психолог. Это специалист с высшим образованием по специальности “клиническая психология”. В работе он опирается на знание возрастных норм развития психических функций и основных закономерностей функционирования психики в норме и при психических расстройствах.

Для пациентов, имеющих постоянную регистрацию в Москве и получающих амбулаторную или стационарную помощь в Центре, психологическая диагностика в рамках назначения врачом-психиатром является бесплатной. Для жителей из других регионов данное обследование доступно в отделении платных услуг.

Психологическая диагностика. Что это такое?

При назначении врачом психологической диагностики некоторые пациенты и их родители могут испытывать тревогу, страх, беспокойство поскольку не знают, как проходит психодиагностика. Чтобы избежать дополнительных волнений и переживаний, мы подробно расскажем вам о том, что такое психологическая диагностика, какие есть особенности процедуры, для чего нужна и какие бывают виды.

Психологическая диагностика – одна из форм работы медицинского психолога. Это не “экзамен”, который определяет дальнейшую судьбу ребенка, а скорее “знакомство-занятие”, когда психолог старается установить контакт с ребенком, чтобы узнать о нем и среде его “обитания” больше, выявить возможные внутренние конфликты, психологические трудности в обучении, общении и дать рекомендации.

В случае, если психодиагностика является частью коррекционных занятий, то она проводится с применением техник, которые дальше будут использоваться для работы с ребенком.

В этом случае специалист может показать родителям и ребенку, как их выполнять самостоятельно в домашних условиях, чтобы была положительная динамика и стойкий эффект.

Также родители или законные представители могут посещать занятия с психологом, чтобы посмотреть на процесс и достигнутый результат, обсудить со специалистом прогноз и получить рекомендации.

Психологическая диагностика решает ряд задач:

  • выявление возможных причин проблемы, с которой обратились родители или на которую жалуется ребенок (например, повышенная тревожность, неустойчивость самооценки, из-за чего ребенок стремится избегать ситуаций, где проявляются трудности);
  • определение ресурсов в микросоциальном окружении, личностных качеств и способностей ребенка, которые могут помочь решить имеющиеся трудности или развить дополнительные навыки на психокоррекционных занятиях (например, готовность к установлению контакта, подражание поведению взрослого);
  • оценка потенциальных трудностей и зоны риска (например, слабые коммуникативные навыки могут привести к сложностям адаптации в детском саду или школе, дальнейшим проблемам в обучении).

Психические процессы и состояние ребенка динамичны, поэтому на определенном этапе может потребоваться дополнительное обследование. Специалист уточнит характер желаемых изменений и подскажет возможные пути коррекционной работы.

Психологическая диагностика состоит из нескольких этапов:

1. Знакомство с историей болезни и/или амбулаторной картой.

2. Проведение занятия (собственно обследования) с ребенком, и, возможно, встреча с родителями или законными представителями для сбора дополнительной информации, жалоб, пожеланий. Собственно обследование также включает в себя несколько шагов. Для каждого их них может использоваться разный набор методик.

Первый шаг– беседа, знакомство. Психолог устанавливает доверительный контакт с ребенком, чтобы он мог в безопасной обстановке рассказать о том, что его беспокоит.

В случае групповых занятий этот шаг может быть пропущен, у специалиста тогда может стоять задача узнать интересы ребенка, увидеть его поведение в группе сверстников.

В случае занятий по психологической коррекции при стационарном лечении этот шаг может иметь продолжительность в несколько встреч.

Следующий шаг включает использование психологических методик. Они подбираются с учетом возраста ребенка, его состояния, запроса родителей, гипотез психолога.

Спектр достаточно широк: от выполнения программы двигательных упражнений до специальных заданий (например, вычеркивание нужных букв в ряду), рисования по инструкции, предложения “поиграть” в семью или сложную ситуацию с помощью предложенных материалов, чтобы ребенок на доступном для себя языке мог рассказать психологу о том, что его беспокоит.

Цель психодиагностики – узнать возможности и особенности ребенка.

В процессе выполнения методик психолог наблюдает за поведением ребенка. Для специалиста важны его реакции на успех и неудачу, сформированность навыков общения, легкость установления контакта и готовность принять помощь взрослого, способность к оценке происходящего и внимание к нему, его интересы и то, что вызывает протест или непонимание.

Если родитель или законный представитель присутствует во время процедуры, важно помнить, что диагностика проводится в интересах ребенка.

У специалиста нет намерения “подловить” ребенка в незнании чего-то, и, тем более, в чем-то обвинить родителей. Цель психодиагностики – узнать возможности и особенности ребенка.

По наблюдению за вашим взаимодействием специалист может дать рекомендации или предложить специальные упражнения, если это происходит в рамках коррекционного занятия.

3. Анализ полученной информации. Анализ позволяет психологу сделать выводы о психическом развитии ребенка, о психологическом (в дополнение к биологическому и социальному) вкладе в патологическое состояние, поставить задачи и составить план для психологической коррекции. На этом этапе присутствие родителей и ребенка уже не требуется.

4. Фиксация полученных выводов в истории болезни и/или амбулаторной карте.

Виды психологической диагностики

В зависимости от задач, которые стоят перед психологом, выделяют несколько видов психологической диагностики:

Экспериментально-психологическое исследование проводится для помощи врачу-психиатру в постановке или уточнении диагноза, составления комплексной программы реабилитации, а также для того, чтобы оценить эффективность лечебных процедур, динамику состояния и клинической картины на момент окончания госпитализации или в период повторной встречи.

Специализированные психологические обследования, которые нужны для составления программы психокоррекционных занятий:

Исследование особенностей семейного функционирования. Данный вид обследования является одним из этапов комплексной диагностики в силу специфики детского возраста, а именно высокой зависимости ребенка от семьи и особенностей семейных взаимоотношений. Обследование проводится с участием всех членов семьи.

Так бывает, что семья, не замечая этого и искренне желая помочь ребенку, влияет на поведение ребенка, закрепляя “проблемные” формы поведения.

В процессе семейной диагностики (а в последующем семейной психотерапии) все члены семьи могут сказать друг другу важные слова, которые “теряются” в повседневной жизни, принять сложные решения, научиться прямому и эффективному контакту, вернуть в отношения доверие.

Нейропсихологическое обследование.

 Данный вид психологического обследования является дополняющим к некоторым другим видам исследования (например, к магнитно-резонансной томографии) и направлен на выявление специфических трудностей, связанных с особенностями работы головного мозга.

В процессе данного психологического обследования могут быть выявлены “органические” причины, которые оказывают сильное негативное влияние на процесс обучения (например, ребенок часто отвлекается, поскольку не удерживает много информации сразу, ему чаще требуется перерыв, чтобы восстановить работоспособность, он хуже воспринимает учебный материал на слух, чем визуализированную информацию). В результате обследования определяются зоны коррекционного воздействия и формируется программа, которая, в силу длительности курса, может продолжаться и после выписки из стационара.

Оценка профориентационных предпочтений и навыков. Данное направление диагностики становится актуальным для подростков, у которых формируются жизненные цели, выстраиваются приоритеты, происходит поиск своего места в мире с ощущением своей полезности и принадлежности коллективу.

В это время подросток ищет для себя эталоны вне семьи. Важно поддержать интересы и увлечения ребенка, которые могут меняться, быть неустойчивыми.

Задача медицинского психолога – показать подростку возможные пути выбора профессии, исходя из его потребностей, физических и интеллектуальных возможностей, сильных и слабых сторон личности, интересов.

Оценка в рамках специализированных подходов к психологической коррекции Например, АВА-терапии, когнитивно-поведенческой терапии, БОС-терапии, танце-двигательной терапии, пескотерапии, игровой терапии, телесно-ориентированной терапии.

Что является итогом психодиагностики?

После проведения психодиагностики специалист получает информацию о психологическом состоянии ребенка, анализирует ее и пишет заключение. Заключение становится частью медицинской документации.

Эта документация доступна врачам и другими специалистами, которые непосредственно участвуют в лечебном процессе, и используется для постановки (уточнения) диагноза, разработки дальнейшей тактики лечения/реабилитации.

После оформления заключения специалист может поделиться данной информацией с родителями и подробно ответить на все возникающие вопросы.

Для детей любого возраста важно участие родителей в лечебном процессе. Беседа с медицинским психологом, проводящим диагностику, может улучшить контакт с ребенком, т.к. позволит понять причины проблем, увидеть с новой стороны его возможности и получить надежду на изменения.

Важно знать, что психолог, который проводит психологическую диагностику, в первую очередь, опирается на этический Кодекс сотрудников Центра им. Г.Е. Сухаревой. А это значит, что результат психодиагностики является врачебной тайной и не подлежит передаче третьим лицам.

Будь в законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: