3 стадии познания конт

Содержание
  1. Огюст Конт краткая биография, основные идеи философии позитивизма, социлогия Конта, закон трех стадий – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру
  2. Юность философа
  3. Первые труды
  4. Проблемы со здоровьем
  5. Дальнейшая работа
  6. Последние годы
  7. Учение и этапы в творчестве
  8. Личная жизнь
  9. Три стадии эволюции общества: сущность, значение
  10. 2.2 Значение наследия О. Конта для современной социологии
  11. Заключение
  12. 3 стадии познания конт
  13. 2. Огюст Конт – основатель позитивизма
  14. Закон трёх стадий в развитии человеческого познания
  15. Закон 3 стадий конта
  16. Закон трех стадий истории. О. Конт
  17. Закон трех стадий развития общества о конта
  18. Социология огюста конта
  19. Позитивизм в философии: появление понятия, развитие идеи, главные тезисы и история становления
  20. Этапы развития позитивизма
  21. Огюст Конт – основоположник позитивизма
  22. Джонн Стюарт Милль: влияние позитивизма на английское общество
  23. Постулаты классического позитивизма
  24. Особенности эмпириокритицизма
  25. Становление неопозитивизма
  26. Постпозитивизм: будущее науки

Огюст Конт краткая биография, основные идеи философии позитивизма, социлогия Конта, закон трех стадий – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

3 стадии познания конт

Одним из видных философов первой половины XIX века является французский ученый Огюст Конт, «создатель» философского учения позитивизма и основоположник социологии как самостоятельной науки. Его главным достижением является разработка «Закона трех стадий», по которым проходят в развитии все стороны жизни людей: наука, общество, государство и т. д.

Юность философа

Полное имя ученого — Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт. Он родился 19 января 1798 года в южном городе Монпелье во Франции в католической семье. Его отец работал сборщиком податей, о матери и других родственниках информации о биографии не сохранилось.

В лицее Огюст особенно хорошо успевал в математике. Неудивительно, что по окончании он поступил в Политехническую школу — высшую школу для подготовки инженеров, которая выпустила многих известных физиков, химиков и математиков. Многие преподаватели и студенты тогда отмечали выдающиеся умственные способности Конта.

Политехническая школа всегда была тесно связана с историей Франции, в особенности с Революцией и Наполеоном.

Большинство студентов поддерживали Бонапарта и его возвращение в 1815 году, протестовали против Реставрации.

Власти пытались усмирить молодых людей и уволили преподавателя математики Монжа, верного приверженца Наполеона. Это вызвало всплеск недовольства: студенты открыто освистывали правительство и хулиганили в городе.

В 1816 году возмущенные одним из репетиторов Школы молодые люди послали ему требование уйти в отставку. Бумагу написал Огюст Конт. Разозленное правительство закрыло всю Политехническую школу и уволило ряд преподавателей и учеников. В числе последних оказался Конт — его выслали в Монпелье.

Впрочем, уже на следующий год 19-летний Огюст вернулся в Париж, пойдя против воли родителей. Он с трудом добывал деньги, давая уроки математики. Попытки найти более устойчивое и оплачиваемое место окончились неудачно: например, юноша пытался устроиться секретарем к банкиру Казимиру Перье, но почти сразу же поссорился с ним.

Первые труды

Через некоторое время Огюст познакомился с философом и социологом Сен-Симоном. Несколько следующих лет он был учеником и сотрудником философа. В то время Конт написал «Проспект научных работ, необходимых для реорганизации общества» (издан в 1822 году) — первую часть «Катехизиса промышленников» Сен-Симона.

Этот проект выявил значительное разногласие между учителем и учеником:

  • Сен-Симон считал, что Конт принимает во внимание исключительно научную точку зрения (аристотелевскую), а религиозная часть системы остается неохваченной.
  • Для Конта предмет разногласия был иным: он утверждал, что новые религиозные идеи Сен-Симона противоречат убеждениям его, Огюста.

Примечательно, что под конец жизни Конт все же пришел к некоторым религиозным и сентиментальным взглядам, которые во многом были схожи с идеями Сен-Симона и его последователей. С последними философ поддерживал связь и после смерти их учителя в 1825 году, в частности, он размещал их статьи в журнале.

Несмотря на вызванные разногласия между авторами, публика положительно приняла первую публикацию философа: отзывы оставили критик (в дальнейшем министр) Гизо, философ Гегель, математик Карно и многие другие научные деятели. Успех поощрил Огюста Конта продолжить работу.

Проблемы со здоровьем

В 1826 году философ начал читать курс позитивной философии в своей квартире. Его слушателями были зоолог Блэнвиль, математик Пуансо, географ Гумбольдт и врач Бруссе. Но уже после 3 лекции Конт в припадке помешательства бежал из Парижа в Монморанси. Причинами могли стать излишнее умственной напряжение и домашние неприятности.

Философ был помещен в психиатрическую лечебницу, откуда его вскоре выпустили на попечение матери и жены. Домашняя обстановка способствовала быстрому выздоровлению, хотя приступы временами возвращались к нему. Во время одного приступа Конт даже бросился в реку Сену, но его вытащили.

Но все же в августе 1828 года он полностью выздоровел, и через полгода смог возобновить прерванный курс позитивной философии. Через некоторое время курс был повторен для более широкой публики.

В 1830 Огюст отказался вступать в национальную гвардию при короле Луи-Филиппе I из-за своих республиканских убеждений. Это привело к нескольким дням ареста.

В 1832—1833 годах философ пытался добиться учреждения для себя кафедры истории математических и естественных наук. Для этого он неоднократно обращался к Гизо, министру народного просвещения, но встречал лишь отказ. Сам Гизо, несмотря на оставленный положительный отзыв о первой публикации Конта, считал его добросовестным, но ограниченным фанатиком.

Дальнейшая работа

В 1830 году Конт и ряд ученых основали Политехническую ассоциацию, которая должна была просвещать рабочих при помощи бесплатных курсов точных наук. Сам Конт читал курс астрономии. В это же время он давал частные уроки и получил место в Политехнической школе: сперва репетитора, затем — экзаменатора. В Академию наук его так и не приняли.

В 1830—1842 годах Конт издал 6 томов «Курса позитивной философии». Интересный факт: в это время Конт старался не читать газеты или журналы, а также книги, относившиеся к его теме.

Вместо этого он читал в подлиннике латинских, итальянских, английских и испанских поэтов, часто посещал оперу. По определению ученого, такая «мозговая гигиена» должна была помочь мыслить самостоятельно.

После окончания философского труда Огюст Конт сосредоточился на религиозно-политических вопросах. Это привело к созданию «позитивной религии» и притязаниям на достоинство первосвященника.

В это же время он открыто выступил против коллег из Политехнической школы, которые были недовольны размещенной в последнем томе «Курса» бранью знаменитого физика и астронома, члена Академии наук Араго.

Из-за противостояния Конт был вынужден покинуть место в Политехе, что привело к финансовым затруднениям и необходимости воспользоваться частной благотворительностью.

Вторым значимым трудом Конта стала «Система позитивной политики» в 4 томах. Она была написана в 1851—1854 годах. Сам автор считал «Систему» своим главным трудом.

В нем он развивал мысль о том, что преобразования в политике и обществе должны быть тесно связаны с новой религией, первосвященником которой выступал сам Огюст Конт.

Он старался привлечь на свою сторону императора Николая I, визиря Решид-пашу и орден иезуитов, последний особенно тщательно.

Впрочем, его усилия не оправдались: иезуиты отказались иметь дело с политикой и в особенности с человеком, отрицающем Христа. Отказ не остановил философа: тот лишь огорчился отсталости монахов. При этом открытия в точных науках, сделанные при его жизни, были либо чужды ему, либо противоречили мнению.

Последние годы

В 1852 году Конт разошелся со своим учеником Литре. Последний принимал позитивизм Конта, но отказался от мистической составляющей. Это событие ускорило смерть ученого.

В 1855 Конт включил в завещание некоторые пункты, оскорбляющие жену. Литре вступился за женщину, из-за чего отношения между ними обострились еще сильнее.

В мае 1857 Конт сильно заболел. Литре решился вновь обсудить с учителем завещание, но тот отказался менять документ. Из-за расстройства через несколько дней с Огюстом случился удар. 5 сентября наступило некоторое улучшение, но, когда ученого пришли проведать, то нашли без сознания перед «алтарем Клотильды» — креслом покойной любовницы Конта.

Вечером 5 сентября 1857 Огюст Конт скончался.

После смерти его супруга завладела имуществом и жильем мужа, выбросила реликвии и пыталась через суд оспорить завещание, ссылаясь на то, что философ последние годы был сумасшедшим. Суд не согласился с ней и оставил завещание в силе, вычеркнув только пункты, задевающие ее честь.

Учение и этапы в творчестве

Конт посвятил всю жизнь науке: сперва математике, после философии. Он считается основателем позитивизма — направления, желавшего придать философии научную основу. Само слово «позитивизм» означает «наука» — именно на ней должна основываться философия, отказавшись от идеализма и материализма.

Философия, согласно мнению Конта, базировалась на следующих платформах:

  • Знания должны быть точными и достоверными, выделить его можно только научным методом, с опорой на другие науки.
  • Основной способ получения знаний — эмпирическое наблюдение.
  • Необходимо отказаться от оценочного характера исследования и статуса «царицы наук».

Философия Огюста Конта кратко выразилась в законе двойной эволюции — технической и интеллектуальной. Ученый считал, что умственное, социальное и государственное развитие проходит три этапа. Они кратко сформированы в позитивистском «Законе трех стадий».Его иерархия и краткое содержание:

  • Теологическая: младенчество, потребности людей примитивны и удовлетворяются самым простым способом. Происходящее вокруг объясняется преимущественно богами и сверхъестественными силами и духами. Научные знания отсутствуют, но создается иллюзия постижимости всего мира. В обществе соответствует военному господству.
  • Метафизическая (абстрактная): отличается стремлением человека к абсолютному знанию о первопричинах. В отличие от теологической стадии на метафизической сверхъестественные силы заменяются на абстрактные, но ученые больше внимания уделяют умозаключениям, чем научным фактам и наблюдениям. Задача стадии: обозначить переход мышления от теологии к науке. Стадия соответствует феодализму.
  • Позитивная (научная): новая стадия. На первый план выходят научная деятельность, знания и наблюдения за действительностью. Развитие общества связано исключительно с наукой и прогрессом. Соответствует промышленной цивилизации.
  • Социологию Конт считал универсальной наукой, он же впервые назвал ее. Первоначальное название социологии в работах О. Конта — социальная физика. Это подчеркивало необходимость изучения социологии как точной науки, выявления универсальных для природы и общества законов.

    По мнению Огюста, позитивная философия и социология должны изучаться всеми учеными, вне зависимости от специализации, на вводном курсе. Это позволит им понять принцип разделения труда. При этом философ подчеркивал, что формирование позитивизма не завершено. После его смерти течение прошло большую эволюцию: махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и другие.

    Личная жизнь

    В молодость Огюст Конт не отличался разборчивостью или верностью в любви. В 1818 году в 20 лет он сошелся с дамой, которая была намного старше него, вскоре у них родилась дочь.

    В 1821 году Огюст познакомился с Каролиной Массен, девушкой легкого поведения. По замечанию самого Конта, Массен обладала сильным характером и была довольно умна, но ей не хватало нравственности и женственности.

    Семейная жизнь с Каролиной оказалось непростой. Некоторые исследователи считают, что одной из причин помешательства Огюста в 1826 году стала его ревность к постоянно кокетничающей женщине. Когда же Каролина приехала за ним, Конт в припадке бросил ее в озеро и едва не утопил. После выписки из лечебницы по настоянию матери Огюст и Каролина обвенчались, но в 1842 году супруги разошлись.

    В 1845 году Огюст познакомился с 30-летней Клотильдой де Во, женой лишенного прав преступника. Характеры Клотильды и Каролины сильно различались в пользу первой.

    Отношения Конта и де Во носили исключительно платонический, идеальный характер. Когда через год женщина умерла, любовь превратилась в мистический культ, а после стала основой «позитивной религии».

    Мысли философа перешли из научной сферы в религиозную.

    Французский философ Огюст Конт прожил трудную и необычную жизнь, но в основном запомнился как создатель теории позитивизма и концепции трехступенчатой модели развития науки и общества.

    Также ученый внес большой вклад в развитие социологических доктрины и пирамиды.

    Среди наиболее известных его трудов: «Курс позитивной философии» и «Трактат по социологии, устанавливающей религию Человечества».

    ПредыдущаяСледующая

    Три стадии эволюции общества: сущность, значение

    3 стадии познания конт

    Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии – метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире.

    Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

    Третья стадия, по Конту, – позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

    На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.

    Основное внимание Конт уделял третьей стадии. Согласно Конту, в новом позитивном обществе, которое наступит на третьем этапе, будут классы предпринимателей (управляющих) и рабочих. Внутри этого общества – строгая иерархия.

    Собственность находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для которых она есть долг, обязанность, а не право.

    На них ложится «необходимая социальная функция» по созданию и управлению капиталами, формированию рабочих мест.

    Главный методологический принцип О. Конта при изучении мира общества, — целостный и системный подход. Общество выступает как своего рода организм, социальная система, элементы которой выполняют специфические функции и служат ее требованиям.

    Социология же призвана открывать законы функционирования и развития этой системы. Конт имеет в виду законы умственного, точнее говоря, духовного развития общества, но никак не касается его социально-экономической организации, особенностей труда и производства, профессиональной структуры.

    Социология Конта не игнорирует проблематику труда.

    Конт имеет в виду законы умственного, точнее говоря, духовного развития общества, но никак не касается его социально-экономической организации, особенностей труда и производства, профессиональной структуры. Социология Конта не игнорирует проблематику труда[20].

    Духовно-идеологическими проблемами общества занимаются философы-позитивисты и учёные. Политическая власть принадлежит банкирам, которые пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при такой организации общество будет самосовершенствоваться и самокорректироваться. Это жёсткая, замкнутая, саморегулирующаяся система, где каждый элемент выполняет свою функцию

    Сам Конт говорит так: “Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, – в замене слова, почему словом как”[21].

    Такова сущность учения О. Конта о трех стадиях развития общества. Можно отметить, что эти идеи легли в основу так называемой «позитивной социологии», которая до сих пор является актуальной, в первую очередь для зарубежных школ социологии. В дальнейшем изложении мы ознакомимся на значении взглядов О. Конта для современной науки.

    2.2 Значение наследия О. Конта для современной социологии

    Конт ставил перед собой задачу создать новую классификацию наук, которая охватила бы все сферы знания. Им даже был сформулирован специальный «закон классификации», касавшийся шести основных наук: математики, астрономии, физики, химии, биологии, социологии.

    Основаниями для такой классификации явились, по Конту, два главных условия — догматическое и историческое. «Первое состоит в расположении наук согласно их последовательной зависимости, так, чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла следующую; второе предписывает располагать их сообразно ходу их действительного развития, переходя всегда от более древних к более новым»[22].

    При жизни Конта его философские и общественно-политические были сравнительно мало влиятельны. Однако, начиная с 60-х годов XIX в. интерес к позитивизму как философской доктрине возрос[23].

    Особенно важное значение имела апелляция позитивизма к строгому положительному знанию в противовес спекулятивным метафизическим построениям, отвечавшая внутренним потребностям развития науки. Позитивистами провозглашали себя многие видные естествоиспытатели.

    Возникла позитивистская историография (Генри Томас Бокль, Ипполит Тэн), позитивистская теория культуры (Эрнст Ренан), позитивистская криминология (Чезаро Ломброзо), позитивистская логика и психология, теория литературы и искусства, даже позитивистская «метафизика» (Вашеро, Фулье).

    Роль Конта в истории социологии весьма противоречива. Почти полностью синтезировав многие основные идеи обществоведения своего времени, он заострил их против спекулятивно-умозрительного подхода к общественной жизни и теологических концепций.

    Апелляция к положительному знанию, признание закономерности исторического процесса, внимание к изучению социальных институтов и структуры общества — все это оказало в свое время сильное влияние на развитие обществоведения.

    Историки социологии отмечают творческий ум Конт, его энциклопедичность, некоторые авторы даже проводят параллели между Контом и Гегелем[24].

    Действительно, многие идеи и понятия, выдвинутые Контом, прочно вошли в оборот западной социологической мысли. К таким идеям принадлежит взгляд на общество как на органически целое, развитый в органицистских теориях, а также в социологической концепции наиболее крупного последователя Конта во Франции Э.Дюркгейма и позднее в структурном функционализме Т. Парсонса.

    https://www.youtube.com/watch?v=fPV22pMR7nQ

    Плодотворным было разграничение законов развития и функционирования общества, поиски факторов, определяющих историческое развитие, социальную интеграцию и стабильность социальных систем.

    Эта тема стала ведущей во французской социологической школе.

    Большое влияние на обществоведение оказала Контовская идея объективности социологии как науки, развивающейся по принципам естественнонаучного знания.

    Однако многие идеи, ассоциирующиеся с именем Конта, были фактически выдвинуты его предшественниками, в частности Сен-Симоном. Кроме того, социологической концепции Конта, как и всей позитивистской социологии, свойственны два коренных порока: идеализм, выражающийся у Конта в законе трех стадий и в попытках объяснить исторические изменения, прежде всего влиянием идей и метафизичность.

    Социология Конта полна внутренних противоречий[25]. Требуя реформ, основанных на позитивном знании общества, он в то же время фактически отвергал возможность вмешательства в ход исторического процесса.

    Его программа социально-политической реорганизации общества вдохновлялась консервативным общественным идеалом. По меткому замечанию Козера, Конт «разрывался между двуедиными требованиями порядка и прогресса».

    Стремясь сделать социальную науку «позитивной», утверждая, что и «в этой области можно прийти к заключениям, столь же достоверным, как выводы геометрии», Конт включал в социальную науку и элементы религиозного мышления, требуя принимать постулаты и догмы социологии без размышлений и анализа, верить в низ, не допуская сомнений. Это низводило принципы науки до уровня обыденного сознания. Сам Конт нередко утверждал, что позитивная философия является лишь модификацией обычного здравого смысла.

    Позитивный метод Конта сыграл известную роль в борьбе против спиритуализма. Подчеркивание высокой ценности науки, требование ее автономии и противопоставление официальной религии и метафизическим спекуляциям имели прогрессивное значение как протест против откровенного идеализма.

    Многие естествоиспытатели истолковывали позитивизм в духе естественнонаучного материализма.

    Как «антифилософское» направление в философии, стремящееся подняться «выше основного философского вопроса и борьбы двух основных направлений в философии, позитивизм знаменовал своим появлением кризис буржуазной духовной культуры и предвещал дальнейшее его углубление.

    Но в Польше, России, Турции, Японии, Китае, Бразилии и некоторых других странах в конце 19 в. идеи Конта, Спенсера, Тэна и их учеников и интерпретаторов сыграли относительно прогрессивную роль как противоядие от религиозного мистицизма, умозрительности и нестрогих методов рассуждения.

    Методология Конта объединяла разнородные тенденции. Сыграв в свое время известную прогрессивную роль, она в дальнейшем стала все больше тормозить развитие науки, поскольку основывалась на неверном, исторически ограниченном ее толковании[26].

    Теперь, сформулируем промежуточные выводы для второй главы нашей работы:

    – О. Конт сформулировал эволюционистскую парадигму развития общества, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии.

    Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Его идеи лежат в основе разнообразных теорий индустриализма и технократии;

    – «закон трех стадий», согласно Конту, прежде всего, определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир;

    – первая стадия – теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п. Теологическая стадия продолжалась примерно до 1300 года;

    – вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии – метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Длилась вплоть до XIX века;

    – третья стадия, по Конту, – позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

    – роль Конта в истории социологии весьма противоречива. Многие идеи и понятия, выдвинутые Контом, прочно вошли в оборот западной социологической мысли. Плодотворным, в наследии О.

    Конта, было разграничение законов развития и функционирования общества, поиски факторов, определяющих историческое развитие, социальную интеграцию и стабильность социальных систем. Эта тема стала ведущей во французской социологической школе.

    Большое влияние на обществоведение оказала Контовская идея объективности социологии как науки, развивающейся по принципам естественнонаучного знания;

    – методология Конта объединяла разнородные тенденции. Сыграв в свое время известную прогрессивную роль, она в дальнейшем стала все больше тормозить развитие науки, поскольку основывалась на неверном, исторически ограниченном ее толковании.

    – значение О. Конта для социологической науки обосновывается многими факторами. Многое из его наследия в настоящий момент вызывает ожесточенные дискуссии, некоторые его идеи рождали и рождают неприятие. В то же время можно утверждать, что его идея о трех стадиях развития общества не потеряла свою актуальность и поныне.

    Заключение

    Сформулируем основные выводы нашей курсовой работы. Они таковы:

    – Огюст Конт (1798 – 1857), французский философ и социолог, – остался в истории науки как основатель позитивизма и позитивной социологии;

    – О. Конт внес серьезный вклад в формирование ключевых представлений о социальной реальности. Он доказывал тезис о том, что социальная реальность – часть всеобщей системы мироздания. Он обосновал идею автономии «социального существования» по отношению к индивидуальному. Он одним из первых разрабатывал такие понятия, как «социальный организм» и «социальная система»;

    – О. Конт внес серьезный вклад в формирование парадигм социологического знания, т.е. ключевых представлений о социальной реальности. Он доказывал тезис о том, что социальная реальность – часть всеобщей системы мироздания.

    Он обосновал идею автономии «социального существования» по отношению к индивидуальному. Он одним из первых разрабатывал такие понятия, как «социальный организм» и «социальная система». О.

    Конт, также, доказывал, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии;

    – О. Конт сформулировал эволюционистскую парадигму развития общества, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии.

    Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Его идеи лежат в основе разнообразных теорий индустриализма и технократии.

    Одной из основных социологических теорий О. Конта стал закон «трех стадий» в развитии общества;

    – «закон трех стадий», прежде всего, определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир;

    – первая стадия – теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

    – вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии – метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире.

    – третья стадия, по Конту, – позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

    3 стадии познания конт

    3 стадии познания конт

    Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют. · Третья стадия — позитивная.

    Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать познать абсолютную природу или сущность всех вещей — отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками. На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.Огюст Конт, позитивизм и социология.

    Позитивизм как философское течение исходит из представлений о том, что основной массив знаний

    2. Огюст Конт – основатель позитивизма

    Третий из широко используемых им методов — сравнительный, состоящий в сопоставление жизни различных народов.

    Исторический метод, четвёртый, направлен на выявление тенденций развития общества, он призван связать прошлое, настоящее и будущее. Рассуждения о методах в социологии — один из наиболее рациональных аспектов систе­мы Конта. Существенное значение для социологии как новой науки имелтезис Конта о необходимости строгой эмпирической проверки рассматриваемых положений.

    При ее осуществлении следует руководствоваться тремя основными принципами: эмпиризмом, позитивизмом и физикализмом.

    Физикализм — . что самыми совершенными поня­тиями являются те, которая создала физика, и что к ним можно и нужно сводить все научное знание» Можно

    Закон трёх стадий в развитии человеческого познания

    Т.е не критичность разума по отношению к самому себе.

    Попытка решения религиозных вопросов не религиозными средствами. люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности.

    Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет, как «смутный эквивалент универсальной связи».

    Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.

    Позитивная, или научная. Все объяснения действительности основываются на опыте.

    И в науке на наблюдении и эксперименте.

    Отсюда наука – есть единство опыта и умозрения, где опыт – первичен. Чего нет в опыте – не может присутствовать в нашем мировоззрении. Мифология, религия, метафизика в век науки утрачивают свою актуальность.

    — единственной формой знания по Конту становится научное знание.

    Закон 3 стадий конта

    Главное произведение О.

    Конта «Курс позитивной философии» в шести томах издавалось в 1830-1846г.г., а впоследствии несколько раз переиздавалось. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии.

    Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.

    «Закон трех стадий», согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир. Первая стадия — теологическая.

    Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

    Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии — метафизическая.

    Закон трех стадий истории. О. Конт

    Другими словами, человеческий разум в силу своей природы в каждом из своих исследований пользуется тремя методами мышления, характер которых существенно различен и даже прямо противоположен: сначала методом теологическим, затем метафизическим и, наконец, позитивным.

    Отсюда возникают три взаимно исключающих друг друга вида философии, или три общие системы воззрений на совокупность явлении; первая есть необходимый отправной пункт человеческого ума; третья его определенное и окончательное состояние; вторая предназначена служить только переходной ступенью.

    В теологическом состоянии человеческий ум, направляя свои исследования главным образом на внутреннюю природу вещей, на первые и конечные причины всех поражающих его явлений, стремясь, одним словом, к абсолютному знанию, рассматривает явления как продукты прямого и беспрерывного воздействия более или менее многочисленных сверхъестественных факторов, произвольное вмешательство которых объясняет все кажущиеся аномалии мира.

    О.

    Конт выделяет три подэтапа в рассматриваемой стадии: фетишизм, политеизм и монотеизм.

    Фетишизм как мировоззрение, которое базируется на комплексе верований, обожествляющих и олицетворяющих космические силы, отдельные объекты живой и неживой природы.

    С течением времени такие воззрения, усложнились, преобразуются в иерархически упорядоченную, структурно организованную модель политеистической «картины мира».

    С появлением идеи единого, истинно сущего Бога (монотеизм) теологическое миропонимание восходит на высшую ступень интеллектуального самовоплощсния, за которой уже следует новая стадия духовного развития человечества — метафизическая.

    Идея Бога постепенно приобретает черты отвлеченной философской категории, умопостигаемой абстракции. Теологическое (фиктивное) мышление как способ познания нацелено на понимание внутренней природы вещей, первопричин и конечных целей, т.

    е. на абсолютное познание божественного порядка.

    Закон трех стадий развития общества о конта

    Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.

    «Закон трех стадий», согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.

    Первая стадия — теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

    Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии — метафизическая.

    Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире.

    Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют. Третья стадия, по Конту, — позитивная.

    Социология огюста конта

    е. неизменных отношений последовательности и сходства между ними».

    Понятное дело, что социология Конта должна была быть именно позитивною, а не теологическою или метафизическою: этим Конт, так сказать, вдвигал новую науку в ряд других наук, достигших ранее, нежели она, положительной ступени развития.

    «Основной характер положительной философии, — говорит он, — заключается в том, чтобы рассматривать все явления как подчиненные неизменным естественным законам, точное определение коих и сведение к возможно меньшему числу суть цель всех наших усилий, принимая в расчет, что исследование так называемых первых и конечных причин совершенно недоступно человеческому уму»

    . Указав на то, как постепенно положительная философия стала выясняться, благодаря успехам точных наук, Конт ставит вопрос, охватывает ли она уже все категории явлений.

    Позитивизм в философии: появление понятия, развитие идеи, главные тезисы и история становления

    3 стадии познания конт

    Впервые понятие «позитивизм» появилось в 30 годах 19 века. Позитивизм в философии – это направление, рассматривающее философское знание, как достоверную информацию, полученную научным (позитивным) методом. Позитивисты стремятся избавить философию от рассматривания сути вещей и сделать ее полноценной наукой, опирающейся на факты.

    Этапы развития позитивизма

    Позитивизм, как философское направление, был разработан французским мыслителем Огюстом Контом. Развитие позитивизма происходило в 3 этапа:

    1. 1819 – 1828 гг. Конт работает вместе с Сен-Симоном и развивает его идеи. Он формирует собственное мнение о роли науки и ученых для общества. Формирует понятие «позитивной политики», издает программные сочинения «опускулы». Выделяет главные эпохи развития человечества: критическую и органическую.
    2. 1830 – 1842 гг. Конт разрабатывает основы позитивного мировоззрения. Находит подтверждение своей теории о включенности человечества в общую систему мироздания. Конт издает «Курс позитивной психологии» – собрание сочинений, в котором изложил свои взгляды на роль философии, ее дальнейшие пути развития.
    3. 1845 – 1857 гг. Конт рассматривает свою теорию через призму религии. Он полагает, что наука подчинена религиозной морали, а становление общества является результатом человеческой деятельности.

    На позднем этапе работы, основной задачей Конт считал примирение науки и религии. Положительная философия с помощью субъективного метода должна была превратить религию в положительную религию, основанную на позитивном (научном) знании.

    Огюст Конт – основоположник позитивизма

    Огюст Конт родился во французском городе Монпелье, в 1798 г. Его отец был сборщиком податей, поэтому он мог позволить себе дать сыну хорошее образование. Огюст окончил лицей Жоффре и поступил в Политехническую школу.

    Он выделялся среди однокурсников талантом к математике, лидерскими качествами и склочным характером. Из-за ссоры с преподавателем Огюста выслали из школы.

    Несколько лет он вынужден был выживать за счет редких уроков математики и случайных заработков.

    Знакомство с философом Анри Сен-Симоном послужило началом становления Огюста, как будущего основателя позитивизма. Будучи учеником знаменитого мыслителя, Конт совместно с ним написал «Катехизис промышленников».

    В этой работе он перечислил основные изменения, необходимые для реорганизации общества. В процессе написания научного труда стало понятно, что у Сен-Симона и Конта разные подходы к философскому знанию.

    Конт критиковал религиозные взгляды своего учителя и вскоре ушел от него, чтобы основать собственную школу.

    Конт был ярым сторонником научного прогресса. Вместе с единомышленниками он организовал бесплатные курсы точных наук для рабочего населения. Параллельно с этим Он пытался получить место преподавателя в Академии наук, но регулярно получал отказы.

    Это отрицательно сказалось на нестабильном душевном здоровье философа. Многие коллеги отмечали, что он склонен к беспричинным припадкам агрессии.

    Однажды, Конт в приступе ревности чуть не утопил жену, а спустя несколько лет пытался утопиться сам, но его спасли.

    В 1845 г. Огюст влюбился в Клотильду де Во. Их роман был бурным, но очень коротким: спустя год после их знакомства Клотильда умерла.

    После ее смерти, мужчина отказался от прежних взглядов, увлекся религией и последние годы жизни провел затворником, рассорившись со своими самыми преданными учениками. Огюст умер 1857 г. Все его имущество по завещанию досталось жене.

    Супруга, оскорбленная изменой мужа, выбросила большую часть его имущества и не позволила последователям забрать его письменные работы, хранившиеся дома.

    Джонн Стюарт Милль: влияние позитивизма на английское общество

    Джонн Милль был одним из учеников Конта и его преданным последователем. Он родился в Англии, в 1806 г.

    Милль был одаренным ребенком: к 14 годам он изучил греческий язык, высшую математику, физику, химию, самостоятельно написал 6 работ по истории.

    Изначально он был последователем идей Бентама: приверженцем общественного строя, основанного на неограниченной конкуренции и частной собственности.

    После знакомства с учениями Конта, Сен-Симона Милль радикально изменил свое мнение и стал выступать за реформацию общества. Он поддерживал свободу слова и отрицал цензуру.

    Критиковал буржуазный образ жизни, социальное и экономическое неравенство.

    После женитьбы на Гарриет, Тейлор Милль заинтересовался вопросами гендерного неравенства и первым из общественных деятелей стал выступать за женскую эмансипацию и предоставление женщинам избирательного права.

    Он горячо поддерживал идеи Конта о необходимости вывести философию в область исключительно научного знания. Милль внес значительный вклад в развитие позитивисткого подхода не только в философии, но и в большинстве гуманитарных наук.

    Постулаты классического позитивизма

    Основоположники классического позитивизма: О. Конт, Д. Милль и Г. Спенсер. Это течение философии основывается на мнении Конта о бессмысленности спора между идеализмом и материализмом.

    Кратко его измышления можно представить 5 тезисами:

    • философское знание должно быть точным и достоверным;
    • философия должна взаимодействовать с другими науками и использовать научный метод познания;
    • эмпирическое наблюдение – основной метод познания;
    • задача философии – исследовать факты, не принимая во внимание антинаучные подходы;
    • философия должна стать полноценной наукой, с развитой базой и арсеналом научным средств.

    В рамках позитивизма Кон создал закон двойственной эволюции: интеллектуальной и технической, в каждой из которых было 3 стадии развития.

    Стадии интеллектуального развития:

    • теологическая;
    • метафизическая;
    • позитивная.

    Стадии технического развития:

    • традиционное общество;
    • доиндустриальное общество;
    • индустриальное общество.

    Работы Конта стали основой философии позитивизма. Это направление развивалось его последователями. Милль пытался привнести в философию индуктивную логику – метод, основанный на анализе данных, полученных в результате опыта. Мыслитель полагал, что даже точные науки должны отказаться от аксиом (неоспоримых истин) и развиваться с помощью практических методов.

    Еще один представитель раннего позитивизма, Спенсер, рассматривал общество сквозь призму биологии. Он был одним из родоначальников ориентированной социологии – науки, основанной на законе единства человека и природы. Спенсер представлял общество, как единый организм, который развивается как любое животное или растение: постепенно усложняется, изменяясь под влиянием окружающей среды.

    Особенности эмпириокритицизма

    Эмпириокритицизмом (или махизмом) называют альтернативную версию классического позитивизма. Его создатели: Р. Авенариус, Э. Мах, А. Пуанкаре. идея эмпириокритицизма: основой философии должен быть критический опыт. Человек может изучать окружающий мир только посредством комплекса чувств, поэтому его знание – результат опытного исследования.

    Чтобы стать полноценной наукой, философия должна соответствовать основным требованиям:

    • являться интегративной (доступной) для изучения не только академикам, но и любому желающему;
    • стать понятной, избавится от абстрактных терминов в пользу конкретных ощущений и явлений.

    Эмпириокритицизм, опирающийся на субъективный опыт, частично противоречил основной идее позитивизма. Это направление не получило широкого распространения и часто подается как отдельное направление в философии.

    Становление неопозитивизма

    Развитие неопозитивизма в философии пришлось на середину 20 века. Его основные представители: Р. Карнал, Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Основной задачей философии они видели логический анализ языка науки. Язык – главное средство восприятия и способ передачи научного знания. Философия неопозитивизма близка к герменевтике, и стремится исследовать семантику (истинное значение) текста.

    Еще одна цель неопозитивизма: избавление науки от метафизических проблем. Поскольку такие понятия как Бог, сознание, бытие не могут быть верифицированы (проверены на собственном опыте), они не имеют достоверного научного решения и не должны быть проблемами философии.

    Постпозитивизм: будущее науки

    Постпозитивизм – новейший вариант позитивизма. Его создатели: К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд. В основу постпозитивизма легли идеи Поппера, автора концепции критического рационализма, которую он противопоставил логическому позитивизму.

    К ним относятся:

    1. Теория трех миров. Согласно Попперу, существует три мира: объектов, субъектов и объективного знания.
    2. Принцип фаллибилизма. Любое научное знание – гипотеза, которая может быть опровергнута.
    3. Принцип фальсификации. Научная теория не может быть согласована со всеми фактами и должна опровергать их.
    4. Проблема демаркации. Научное знание должно быть отделено от ненаучного путем критического рассмотрения каждой теории.

    цель постпозитивизма – развитие научного знания, а не исследование его структуры. Постпозитивисты не считают необходимым исключить из науки метафизические проблемы, поскольку не все научные знания были получены благодаря практическому опыту.

    Будь в законе
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: